Экскурсию провели, а осадок остался

Многие жители края с радостью отмечают, что в последнее время заметно стала более насыщенной и облагороженной культурная жизнь Алтая.

Культурное пространство — это не только все, что привычно понимается под словом культура, например, — архитектура, театр, музеи, образование, наука, но и природные ландшафты, которые имеют и самостоятельную эстетическую ценность и одновременно вписаны в историю и культуру региона. Культурное пространство — это достижения прошлого и настоящего, историческая память и гордость за все лучшее, что было создано  на Алтае не только  известными деятелями, но  «простыми» людьми.

Культурное пространство имеет смысл только тогда, когда оно «работает», то есть к нему приобщаются люди. И надо отметить большой вклад не только государственных учреждений, но и многих коммерческих фирм, ведущих в крае большую работу, например, в сфере экскурсионного дела. Экскурсионных программ становится все больше, а их тематика — разнообразней. Но при этом сами цели и задачи экскурсионной работы несколько «размылись». Поэтому пришло время поставить вопрос о том, что такое экскурсия, какими должны быть ее цели и результаты.

И здесь стоит обратить внимание на одну серьезную проблему: сегодня во многих экскурсиях делается избыточный акцент на  негативных  событиях из нашего  исторического прошлого. Тотальная критика советского периода —  явный пропагандистский момент, к сожалению, буквально пронизывает все сферы нашей жизни и звучит диссонансом. Критики почему-то упускают из внимания, что первыми декретами советской власти были: заводы рабочим, земля — крестьянам, всеобщее обязательное бесплатное образование, электрификация всей страны, а одним из самых важных направлений в обновлении страны был курс на приобщение народа к образцам подлинной культуры.

Понятно, что в революционных событиях столетней давности было много всего намешано — и стремление к гиперобогащению финансовых воротил не только Запада, но и России, и политические интересы европейских правительств, и игры спецслужб, и амбиции ложных революционеров, которых прекрасно описал в «Бесах» Достоевский. Но это не исключает  мотивацию совсем иного рода. Были среди большевиков — будущих коммунистов, да и среди простых людей, — искренне верящие в осуществление мечты человечества, выражающейся в лозунге: Справедливость, Равенство, Братство.

Жизнь — это симфонический оркестр: каждый ведет свою партию в полифонии событий и судеб. Есть и рабы золотого тельца, но есть и другие — реальные подвижники, посвятившие свои жизни работе на общее благо, которые внесли свой вклад в достижения советского периода. Не будем перечислять все достижения советской эпохи. Только вспомним, с какой любовью и вниманием к людям было организовано воспитание детей в дошкольных учреждениях — от правильного питания, здорового режима дня с прогулками и сном в уютных кроватках, регулярными медицинскими осмотрами и профилактикой, — до подготовки к школе со всеми развивающими методиками и пр. Сегодня уже многое переосмыслено и понято — какие достижения советской власти (при всех недостатках и негативных тенденциях) мы потеряли после либеральной революции: прекрасную систему образования, здравоохранения, социальной поддержки, социальных лифтов, делегированной демократии, и в целом атмосферу дружелюбия и культа подлинного искусства и нравственности. Хотя никто не отрицает, что в среде советской номенклатуры и появились те перевертыши, которые предали и саму идею государства социальной справедливости, и народ. Но такие конъюнктурщики были во все времена, в частности, во времена российской монархии/империи — в не меньшем количестве. Также вспомним — из русской классики, с какой жестокостью дворяне относились к народу, что вытворяли с крепостными и пр. Мы родились уже в намного более гуманном и просвещенном обществе и, видимо, поэтому не все из нас могут оценить справедливо те дары, которые дала нам советская родина. Только воспринимая целостно и объективно происходящее – можно направлять развитие общества в нужном направлении.

Возвращаясь к технологиям намеренной «негативизации» прошлого, отметим, это началось, как известно, еще со времен перестройки, когда сверху была спущена мода на «чернуху» по отношению к СССР, а потом и вообще сложилась целая традиция национального самобичевания и самоуничижения. Эти приемы сразу же перешли в СМИ, и оттуда, к сожалению, в экскурсионную работу. Поэтому сегодня часто на экскурсиях приходится слышать про Чуйский тракт, который построен «на костях» узников ГУЛАГА, в ущерб знакомству с действительно значимыми объектами культурного и природного наследия. Или чрезмерно и часто почти без связи с темой привлекается внимание к памятникам жертвам репрессий или насильственных переселений. На наш взгляд, такая односторонняя подача искажает факты, то есть научно не обоснована.

Сегодня этот стиль выглядит не только односторонним и морально сомнительным, но и устаревшим и более того – все менее популярным у людей. И не случайно он подвергается критике со стороны самих участников экскурсий и туристов. Многие из них  говорят, что по завершении подобной экскурсии остается неприятный осадок, в памяти преобладают мрачные впечатления, особенно если неоднократно упоминаются сталинские репрессии или тяжелый и изнуряющий труд каторжных ссыльных на царских  рудниках и т.п.

Поэтому со всех точек зрения есть резон больше обращать внимания на позитив, на достижения, делать акцент на лучшем, чем так богато наше культурное наследие. Избегать муссирования негативных оценок и фактов, которые принижают облик отечественной истории и культуры. Конечно, историю нужно изучать, и не стоит намеренно  избегать критики, но критика, как известно, бывает разная – огульная и конструктивная. Конструктивная критика ставит цели не опорочить, а изменить нашу жизнь к лучшему. Это полезно и для создания имиджа региона, который для нас важен не только с духовной и нравственной, но даже с чисто коммерческой точки зрения.

При этом будет решаться и другая важная задача экскурсионной сферы – а именно – воспитательная. Наконец-то и население, и власти стали понимать, что если мы хотим иметь здоровое, нормальное общество, то необходимо вернуться к старым проверенным нравственным ценностям и идеалам: утверждать патриотизм, подвижничество, героизм. А дети и молодежь должны расти не на примерах истеричных звезд шоу-бизнеса или бандитов, которым придавали «романтическую окраску», — а людей, которые действительно что-то делают для процветания общества, которые достигли успехов  в науке, образовании, культуре, хозяйственно-производственной сфере.  Благо, таких примеров в истории и страны, и нашего края – предостаточно.

И. Каланчина