ГринLife — стиль жизни, гринвошинг — маркетинговая уловка

В последние годы мода на здоровый и экологичный образ жизни набирает все большие обороты, и недобросовестные производители успешно на ней зарабатывают, безнаказанно вводя потребителей в заблуждение

Об этом говорили на круглом столе, организованном Экологическим союзом Петербурга совместно с региональным управлением Федеральной антимонопольной службы. Чаще всего на этом мероприятии звучал термин «гринвошинг». Его используют, когда говорят о маркетинговых уловках, с помощью которых производитель позиционирует свой товар как натуральный и экологически чистый, а себя — как экологически ориентированную компанию, то есть ту, что наносит минимальный вред окружающей среде. При этом никаких доказательств ни тому,  ни другому нет, зато есть большие продажи, потому что главные потребительские тенденции сегодня — это здоровый образ жизни, осознанное потребление и забота об окружающей среде.

Половина «экологичных» продуктов таковыми не являются.

«Согласно опросам, сегодня люди все больше внимания уделяют своему здоровью, а оно в первую очередь зависит от качества и натуральности потребляемых продуктов и экологической обстановки. Гринвошеры делают ставку на это, размещая на упаковках своих товаров надписи «эко», «био» или «органик». Тем самым они не только вводят в заблуждение сторонников экологичных продуктов, но и ущемляют интересы честных и ответственных производителей», — объяснила Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор НП «Экологический союз».

По ее словам, недавние маркетинговые исследования показали, что в петербургских магазинах премиум-класса около 50% товаров представлено как экологичная подукция, но фактически таковой является лишь 25%. В магазинах эконом-класса продукции с надписями «эко», «био» и «органик» меньше и, конечно, еще меньше среди них той, что действительно может называться экологически безопасной. При этом чаще всего гринвошинг, как ни странно, используется производителями гречи.

«Отличить настоящий   экопродукт от продукта гринвошера можно.  Следует обращать внимание на специальные знаки на упаковках или этикетках — на экомаркировки. Такие знаки гарантируют, что продукт прошел строгую проверку в независимой организации, признанной на международном уровне. Узнать, как выглядят наиболее распространенные экомаркировки продуктов питания, косметики, бытовой химии, стройматериалов и электроники можно, например, на сайте проекта   «Экополка»   или с помощью одноименного бесплатного мобильного приложения по выбору экотоваров. Но и здесь гринвошеры довольно часто фальсифицируют экомаркировки, да и сертифицирующие органы не всегда работают честно и могут продавать сертификаты без проведения необходимых проверок, —  говорит Юлия Грачева. — В нашей стране гринвошинг процветает из-за отсутствия государственного регулирования в этой сфере. Поэтому необходимо разработать государственные стандарты для экотоваров и выдавать государственную аккредитацию органам по экосертификации. Пока этого не сделано, сторонникам экопотребления остается надеяться на свою внимательность при изучении упаковок».

Татьяна Лебедева, создатель и главный редактор портала Look.Bio, объединяющего в себе информационный ресурс, коммуникационную площадку и электронную базу данных компаний зеленой отрасли, добавила, что гринвошинг распространился не только из-за моды на здоровый образ жизни, но и за увеличения числа аллергиков среди населения, особенно — среди детей. Поэтому когда не сертифицированный производитель пишет на упаковке своего товара, что он «био», «эко» или «органик», он, по сути, совершает преступление, ведь у человека, его употребившего, может возникнуть аллергия со страшными последствиями, если в продукте содержится то, что ему противопоказано.

« Народ наелся химии, теперь он хочет качественных, натуральных и безопасных товаров. Но из-за распространения гринвошинга это желание не всегда осуществимо. И проблема не только в отсутствии необходимой законодательной базы и бездействии надзорных органов, но и в экологической безграмотности населения. Поэтому тут главное — просвещение, а еще — солидарность экосообщества в борьбе с гринвошерами, подрывающими доверие к экопродукции», — считает Татьяна Лебедева.

ФАС и Роспотребнадзор ждут, когда им пожалуются

Вячеслав Тукаев, зам. руководителя Петербургского УФАС России, согласен, что проблема гринвошинга важная и актуальная. При этом действующим российским законодательством не определено, как конкретизировать и выявлять факты гринвошинга. Однако можно попытаться привлечь недобросовестных производителей за введение потребителей в заблуждение ради обогащения.

Такой практики еще не было, поскольку не было обращений со стороны потребителей или хозяйствующих субъектов, которым мешают действия гринвошеров, но Вячеслав Тукаев пообещал, что как только жалобы поступят, антимонопольщики проверят гринвошеров на предмет недобросовестной конкуренции.

Представительница петербургского управления Роспотребнадзора Инна Соколовская, возглавляющая отдел надзора за питанием населения, отметила, что понятие «органический продукт» содержится в Гигиенических требованиях безопасности и пищевой ценности продуктов с 2008 года. Под ним понимается «продукт, произведенный с использованием технологий, обеспечивающих его получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения».

« То есть к органическому продукту предъявляются достаточно жесткие требования. Они прописаны в российском законодательстве. Но мы перешли на технический регламент Таможенного союза. В 21-м техническом регламенте о безопасности пищевой продукции нет определения и требований к органической продукции. Но в 22-м -запрещается размещать маркировку на продукции без доказательств. При проверках гринвошеров можно опираться на этот норматив. Другой вопрос, что согласно 294-му федеральному закону, Роспотребнадзор не может просто так выходить и проверять ту или иную организацию. Нужны заявления потребителей. Их по поводу экопродуктов нет. Кроме того, с 2017 года в России действует претензионных порядок разрешения спорных ситуаций, то есть,  прежде всего,  потребитель должен обратиться к продавцу или производителю с претензией или требованием, и только в случае, если они не будут удовлетворены или рассмотрены, гражданин обращается за помощью в Роспотребнадзор», — сказала Инна Соколовская.

Представители законодательной власти тоже в курсе проблемы гринвошинга. Например, депутат Законодательного собрания Петербурга Надежда Тихонова, возглавляющая профильную комиссию по экологической защите населения, готовит поправки в городской закон «О продовольственной безопасности».

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов уверен в необходимости законодательного закрепления «эко», «био» и «органик» продукции, механизмов привлечения к ответственности гринвошеров и приведении в соответствие технических регламентов с национальными законами.

«Санкции для производителей, вводящих в заблуждение потребителей, ориентированных на экопродукцию, должны быть оборотные — как за нарушение антимонопольного законодательства, —  считает Анатолий Голов. — Фактически гринвошеры распространяют фальсификат и вредят репутации честного бизнеса».

Источник: http://www.ecolife.ru/infos/eto_interesno/46961/