Россия без науки — это труба

Обещания официальных лиц о «возрождении России» и «развитии российской науки» уже давно никого не обманывают и не вызывают ничего кроме неприязни. Вот простой пример – со средним месячным доходом российского доцента — 18000 рублей (говорить о зарплате экономически некорректно, поскольку она завышается ради улучшения статистики при оформлении текущих доходов ученых как 1/2, 1/4 и даже 1/10 «ставки»). Как оказалось, это стоимость одной мыши в американской лаборатории.

28 июля в центре Москвы ученые провели митинг, на котором они требовали выполнения майских указов президента.  Основные претензии ученых высказал один из инициаторов митинга Евгений Онищенко, член Центрального совета Профсоюза работников РАН, научный сотрудник ФИАНа.

Он напомнил, что в майских указах от правительства  требовалось существенно увеличить финансирование науки, за счет чего ожидалось повышение зарплат научных сотрудников. Также планировалось, что за счет увеличения финансирования возрастет результативность научных исследований. Показателем результативности ученых устанавливалась доля публикаций в ведущих российских и международных журналах, индексируемых базой данных Web of Science. К 2015 году этот показатель должен был достигнуть 2,44%.

В прошлом году доля этих публикаций выросла до 2,5%. Таким образом, ученые свой долг выполнили. «А что сделало правительство?»— задался он вопросом. К 2015 году указ предписывал увеличить внутренние затраты на исследования и разработки с 1,05 до 1,77% ВВП. К 2015 году затраты выросли до 1,13%.

«Это полный провал — рост в десять раз меньше, чем надо, — констатировал Онищенко. — Ученые выполнили свою задачу, правительство — провалило».

Такая же ситуация, по его словам, сложилась в плане выполнения майских указов в отношении фундаментальных научных исследований.

«На примере того, как не выполняются майские указы президента и другие, можно говорить о том, насколько прогнила вся система. Выводы можно делать самим», — заявил со сцены Григорий Бубнов, сотрудник Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород).

«В Сибири наивно подозревают, что в Москве (сотрудники институтов) будут больше получать в связи с выполнением указов президента. На самом деле здесь будут активно сокращать и переводить на меньшие доли ставок, чем у нас», — заявил Георгий Ивлев, председатель профсоюзной организации Томского научного центра СО РАН.

Многие участники митинга принесли оригинальные баннеры и лозунги. «Россия без науки — это труба», «Уничтожение науки — измена Родине», «Хватит кошмарить ученых», «Кто придумал назначить главным в науке — завхоза?», «Какой дурак придумал, что завлаб — не ученый?» — гласили лишь самые нейтральные из лозунгов.

Одна девушка пришла с плакатом «Я безработный кандидат наук». «Последние восемь лет я работала в Институте проблем экологии и эволюции имени Северцова. Была младшим научным сотрудником, изучала питание проволочников (личинки жуков-щелкунов). Защитила диссертацию, и недавно мне не продлили контракт, поскольку наш институт получает мало финансирования. Последние годы мы жили за счет гранта РФФИ, он кончился, и ставку мне не продлили. Есть сверху приказ — поднять среднюю зарплату, и она поднимается за счет сокращений.

По итогам митинга была принята резолюция, которая требует увеличить внутренние затраты на исследования и разработки до 1,77%; увеличить финансирование РНФ и РФФИ до 30 и 25 млрд рублей; выделить ФАНО России дополнительные средства на приобретение оборудования, капитальные вложения и повышение оплаты труда научных сотрудников.

В случае игнорирования требования Профсоюз работников РАН обещает осенью провести всероссийскую акцию протеста против политики финансового удушения науки.

Следом за информацией о митинге ученых поступила новость о том, что ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук) начали выселять из временного помещения, здание которого при странных обстоятельствах сгорело в 2015 году.  Об этом у себя в фейсбуке сообщила ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Оксана Киянская. По ее словам, в четверг, 27 июля, институт получил предписание от предприятия «Управление служебными зданиями» покинуть бывшее здание Академии сельскохозяйственных наук, где институт размещался после пожара, в течение семи рабочих дней.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Сгоревшему ИНИОНу требуется помощь общества. После пожара он был переселен на ул. Крж…

Опубликовано Оксаной Киянской 27 июля 2017 г.

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность