Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Трансгуманизм – направление, получившее широкое распространение в  последние десятилетия ХХ века. Существует несколько определений трансгуманизма, но все они сводятся к общему содержанию, которое заключается в обосновании необходимости осуществить «трансформацию»  традиционного (природного) человека – на основе применения разработок в области нано-био-инфо-когно (NBIC) технологий и искусственного интеллекта (AI)  – в постчеловека. 

Это человек — «модифицированный» с помощью новейших технологий до такой степени, что с традиционной, общепринятой точки зрения, уже не является человеком. Средства, с помощью которых собираются проводить подобную трансмутацию, включают в себя молекулярную нанотехнологию, генную инженерию, искусственный интеллект, лекарства для изменения настроения и улучшения памяти, терапию против старения, нейроинтерфейс, программы для управления информацией, носимые и вживляемые компьютеры, когнитивные технологии и т.д. По замыслу «человекоделов», как называл носителей подобных идей английский писатель К.С. Льюис, постчеловек будет полностью освобожден от биологических «оков». Благодаря этому — якобы каждому открываются захватывающие перспективы изменения, преобразования всего и вся, в себе и вокруг себя – не подчиняясь никаким общим регулятивам, правилам и законам, что полностью соответствует одной из главных формул неолиберализма: «каждый имеет право самовыражаться – как ему заблагорассудится». Итогом трансгуманизма, как состояния нового человека, или уже  нечеловека, объявляется  достижение  бессмертия.

Нам могут возразить, что с точки зрения здравого смысла, подобные рассуждения можно игнорировать, так как это не что иное, как проявления больной фантазии или экзальтированности западных «теоретиков», обольщенных и разнеженных благами техногенно-потребительской цивилизации. Но, к сожалению, движение трансгуманистов получило сегодня широкое распространение не только в «научных» кругах, но и среди управленцев, принимающих и проталкивающих свои фантазии на государственном уровне.

Поэтому противники идеологии «Нового мирового порядка» пытаются по мере своих сил противодействовать ей. Они предупреждают, что приобретя статус «общепринятой» мировоззренческой платформы, трансгуманизм легализует  все крайние формы социальных, этических, поведенческих, медицинских и прочих патологий. Отчасти эти процессы уже присутствуют  в современном обществе и поражают своей бесчеловечностью. К ним следует отнести и тотальное разрушение основ  лучших достижений  в национальных системах образования, когда вместо формирования целостной картины мира и развития гармоничной личности-творца, ставится цель – воспитать «квалифицированного потребителя». В этом ряду стоит система так называемой ювенальной юстиции, направленной на разрушение института семьи и лишение родителей прав на воспитание собственных детей, которая в форме социального патроната фактически передает право на определение судьбы ребенка в руки  коммерчески заинтересованных,  влиятельных групп, являющихся авангардом либерального фундаментализма.  Подобные технологии расчеловечивания используются и в конструировании информационного пространства, в экономике (например,  в планах всеобщей чипизации и тотального перехода на цифровые технологии), в политике. В том числе и образовании.

Очередным подтверждением, что технологии трансгуманизма пришли в жизнь нашей страны, являются выступления Главы Сбербанка Германа Грефа на СПб-ком экономическом форуме — 2017, а также на семинаре для директоров школ Московской области на тему «Менеджмент и современные подходы в образовании» в Красногорске, где он заявил, что открытый доступ к информации может таить в себе угрозу для человека. Он отметил, что общедоступность знаний о новых технологиях представляет большую опасность. «Открытое распространение знаний является достаточно большой опасностью. Потому что открытое знание о новых технологиях — это способность в домашних условиях изобрести оружие массового поражения. Биологическое оружие или, не дай бог, ядерное оружие. Это все большие угрозы», — сказал глава «Сбербанка».

Но если же отследить все высказывания и реальные дела г. Грефа с конца 90-х, то совершенно очевидно: забота о том, чтобы свободный доступ к знаниям не привёл к производству оружия массового поражения — это прикрытие совсем иных идей и планов. Поскольку Г. Греф считает себя принадлежащим к высшей  касте управляющих обществом, он стремится по сути  к ограничению доступа народных масс к фундаментальным знаниям и современным  научным открытиям. Вот некоторые цитаты из его более откровенного выступления: «Вы предлагаете передать власть … в руки населения… Если каждый человек сможет напрямую участвовать в управлении, что ж мы науправляем?..Как только все люди поймут основу своего «я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания…Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию обученных правительством аналитиков, политологов и огромной машины, которая спущена на головы, средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле все средства массовой информации заняты … сохранением страт. Как в таком обществе жить? Мне от ваших рассуждений становится страшновато.»

Источники: https://ruposters.ru/news/01-06-2017/gref-uvidel-ugrozu?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

Думается, дальнейшие комментарии к прочитанному не нужны. Вполне понятно, почему Греф одно время возглавлял разработку документов для реформы российского образования и почему оно так уверенно движется к обрыву. Недоучка-экономикс хочет управлять малограмотным «населением», которое, как ему видится, не должно принимать участие в планировании развития общества и государства.

Здесь же и ответ на вопрос, откуда у нас ошибки и перекосы в управлении образованием, разрушение экономики и культуры страны. Управляющая «элита» не нуждается в хорошо образованном народе. А зачем?  Вдруг граждане захотят самореализоваться, а не быть строго манипулируемыми. От одной мысли об этом «элите» становится страшновато. О чем и проговорился один из идеологов трансгуманизма.

И. Каланчина.

 

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Истерика российской школы

Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения

Подборка статей по системе Развивающего Обучения 

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность