Русская классическая школа: начало Возрождения?

Нынешние школьные программы и учебники ругают и учителя, и родители, и сами дети. Учителя — за  отсутствие внятных методик, которые приводят к мнению, что сегодняшние дети якобы «необучаемы». За катастрофическое падение грамотности и снижение интереса у детей к познавательной деятельности, за нелюбовь к школе.

Родители – за избыток псевдонаучной терминологии, некорректные задания, безвкусицу в оформлении, за фальшивый тон заигрывания с детьми, за необходимость вечерами и ночами выполнять за детей домашние задания.

Между тем, не так уж и давно  наши учебники,  программы и результаты школьного обучения считались лучшими. Причем настолько, что американцы, опомнившиеся после полета Юрия Гагарина, поставили себе задачу досконально исследовать советскую систему образования.

А началась история возрождения лучших методик отечественного образования с того, что жительница Екатеринбурга Татьяна Алтушкина, мама шестерых детей, никак не решалась повести своих малышей в обычную школу, имея негативный опыт обучения старших, которые пошли  в первый класс в начале 2000-х, когда вся атмосфера в стране была буквально накалена негативом к школе, к системе образования в целом.

Т. Алтушкина вспоминает:  Во мне поселился страх, который испытывает сейчас, наверное, каждая мама первоклассника. Мне было жалко своих подвижных и сообразительных детей. Я волновалась, как они пройдут через эту школьную мясорубку. Одиннадцать лет жизни – это огромный период, за который при неумелом подходе в вопросах образования и педагогики человеку можно сильно навредить. Боялась, что моих детей сломают, превратят в невротиков, что они на всю жизнь возненавидят учебу. Мне хотелось дать им системное, фундаментальное, полное образование, чтобы у них сформировалась целостная картина мира; чтобы школьные годы помнились им не как бесконечный кошмар, а как радостный, творческий период их взросления. Так родилась мысль о создании школы, работающей по системе Ушинского. Появились родители-единомышленники, и, подыскав учительницу, мы открыли свой маленький первый класс. Тогда за партами сидели шесть человек.

С  тех пор прошло 11 лет. Русская классическая школа в Екатеринбурге разрослась и сейчас существует , как  серьезная альтернатива действующим образовательным программам в виде целой сети  РКШ по всей России –  в Москве, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Омске, Казани, Краснодаре, Астрахани, Тольятти, Рязани, Ростове-на-Дону, Симферополе, Волгоградской области.

В Русской классической школе (РКШ) преподавание идет фактически по тем, советским, учебникам, но конечно, обновленным, применительно к сегодняшним реалиям. В них даже бумага другая – желтоватая, «под старину», значительно более полезная для глаз. Но главное, в их основе — педагогическая методика Д.К.Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которого — ребенок и специфика его познавательных возможностей. Это целостная педагогическая система с полным набором мельчайших, но важных нюансов и профессиональных инструментов. В этой методике все построено так, что для выполнения домашних заданий детям не приходится ждать с работы родителей и они с радостью учатся самостоятельно.

Сегодня зачинатели  РКШ безвозмездно распространяют свой опыт – на семинарах для учителей и отсылая всем желающим учебно-методические комплекты, изданные на собственные средства. Учителя и родители дружно признают, что это то, о чем им давно мечталось. Точнее, это то родное, эффективное, неоднократно проверенное временем, что оказалось понапрасну забытым.

Вспоминать и обновлять природосообразные методики – истинное удовольствие для настоящего профессионала.  Например, как признают  учителя РКШ,  безотрывное письмо,  которому сейчас повсеместно учат, приводит к невротизации ребенка.  В Русской классической школе пишут перьевой ручкой, по специальным прописям. Оказывается, при письме пером гармонизируются мыслительные процессы, при этом чередуются фазы напряжения и расслабления мышц руки, что позволяет регулярно сбрасывать накопившееся мышечное напряжение. Таким образом, не возникает лишней моторной и психологической нагрузки.

— Когда  мы разработали методические пособия и новые учебники, когда сформировался комплект для начальной школы, стало понятно, что это ни много ни мало — национальное достояние, — продолжает рассказ Татьяна Алтушкина. – Решили, что это должно принести пользу как можно большему числу детей.  К нам стали обращаться  знакомые родители, желающие своим детям лучшую школьную долю. Приезжают  учителя из разных городов и регионов России. Мы  передавали  специально напечатанные для них учебники и методички. И мы решили создать сайт и страницу в ВК, чтобы делиться нашими наработками  и вернуть  школе лучшее, что в ней было!

Сайт РКШ — https://russianclassicalschool.ru/

Страница в ВК — https://vk.com/russianclassicalschool

Подготовила И. Каланчина.

PS. Признаться, нас очень радует, что находятся люди, которые остро воспринимают критическую ситуацию, назревшую в образовании, и прилагают большие усилия по ее изменению. — Причем это неравнодушные граждане из разных регионов нашей большой страны и самых разных профессий. Напомним, что в этом же русле работает команда журналистов и преподавателей в проекте «Последний звонок».  Очень рекомендуем к просмотру вторую часть их итогового фильма, вышедшую под названием «Кухаркины дети».