Существует ли альтернатива трансгуманистической антиутопии?

В предыдущей заметке мы подняли проблему широкого распространения трансгуманизма и придания ему статуса «общепринятой» мировоззренческой платформы, что привело  к росту различных социальных, этических, культурных инверсий и  патологий. Как прогнозирует западный футуролог Р. Курцвайл, в недалеком будущем человеческое сознание можно будет оцифровать и сохранять на компьютерных дисках и уже к концу ХХI в. мир будет населен преимущественно искусственными интеллектами в форме информационных программ, передвигающихся от одного компьютера к другому через электронные сети. «Эти компьютерные программы будут способны манифестировать себя в физическом мире в виде роботов, а также одновременно управлять множеством своих программируемых тел. При этом индивидуальные сознания будут постоянно сочетаться и разделяться, так что уже невозможно будет определить, сколько «людей» или «разумных существ» проживает на Земле. Новая пластичность сознания и способность перетекания из интеллекта в интеллект серьезно изменит природу личной идентичности. Физически, технологически непосредственные встречи между двумя людьми в реальном мире станут исключительно редкими. То, что традиционно понимается под субъектом, растворится в информационных потоках и электронных сетях. Самоуправляемые компьютерные программы будут вести беседу между собой».

По мнению критика подобных прогнозов Марка Дери, трансгуманизм в настоящее время – это движение, объединяющее сторонников изменения биологической природы человека, трансформации человеческого вида любыми доступными средствами, но прежде всего с помощью высоких технологий. Ими могут быть загрузка сознания (экстропианцы предпочитают более модное слово «трансбиоморфоз»); наномедицина; нанокомпьютерные имплантанты (молекулярные компьютеры, интегрированные в мозг и предоставляющие дополнительный объем памяти, повышающие скорость обработки информации и включающие программы для принятия решений»); генная инженерия; крионика; «самотрансформационная психология» и т.д.  Согласно сторонникам  трансгуманизма, благодаря использованию новых технологий, способствующих человеческому совершенству, человечеству представится возможность достичь «трансгуманистского» будущего, лишенного страданий, где даже смерть человек сможет принимать по собственному выбору. Своими противниками трансгуманисты считают биоконсерваторов, которые выступают против использования новых технологий в целях изменения человеческой природы. Сбудутся или нет пророчества трансгуманистов, появятся ли новые постчеловеки, какой в таком случае будет судьба человечества – это далеко не праздный вопрос.

Размышляя над тем, насколько реальна и жизнеспособна перспектива продолжительного и безоблачного трансгуманистического будущего человечества, трудно оставаться  в рамках публицистического стиля. Поэтому мы надеемся, что наши читатели извинят нас за то, что для ответа на него мы обратимся к классической философской традиции,  а именно – метафизике всеединства, истоками уходящей в глубокое прошлое. Эта многовековая традиция была представлена в трудах Платона, продолжена в учении таких известных авторов, как Плотин, Августин Блаженный, Н. Кузанский, М. Шелер, Тейяр де Шарден и др. и впоследствии глубоко проработана в русской философии.

Метафизика всеединства имеет ряд общих онтологических идей и ценностных установок, описывающих основные принципы и законы глобальной эволюции. Остановимся на отдельных из них более подробно:

– Признание существования Абсолютного Первоначала (Бога, Дао, Парабрамана и. т.п.), которое является источником всего сущего и порождает мировой порядок, смыслы, ключевые ценности. Абсолют бесконечно трансцендентен и может открываться человеку лишь частично – через познание законов природных явлений, сакральные тексты, произведения искусства, интуитивные прозрения, духовные озарения.

– Признание наличия в человеке глубинного, божественного Я, являющегося с одной стороны, носителем трансцендентных смыслов, с другой – подлинной индивидуальностью – в отличие земной и преходящей личности. В глубинном Я раскрывается имманентное присутствие Абсолюта (вспомним религиозные прозрения о сотворении человека «по образу и подобию Божиему»). Потенциал Абсолюта имманентно присутствует в каждом из живых существ. При этом путь каждой эволюционирующей единицы космоса заключается в постепенной актуализации высшего, божественного Я – вплоть до развития подлинной индивидуальности в сознательного субъекта своих действий и мыслей.

– Монодуализм, предполагающий нерасторжимое, взаимополагающее единство двух полярных начал бытия – духа и материи, сознания и бытия, порядка и хаоса, мужского и женского, единства и множественности.

– Иерархическая динамика устройства мироздания (вспомним известную «лестницу Иакова»), задающая вектор бесконечного совершенствования всех живых существ, где уровень человека является лишь одной из ступеней развития в процессе эволюции. При этом признается неразрывное единство эволюционных процессов в Космосе с земной эволюцией человечества и одновременно с индивидуальным духовным развитием человека.

Таким образом, с позиций метафизики всеединства и ее последователей среди русских мыслителей и современных авторов утверждается реальность идеального уровня бытия, где сосредоточены идеи-эйдосы, которые в своем иерархическом единстве управляют миром физическим. Эволюция понимается не как спонтанный процесс, а как общекосмический, направленный, действующий в соответствии с эйдетическими паттернами, — в сторону развития сознания, нравственной и духовной организации человека с соответствующей будущему уровню «утонченной» телесности.

Эти мысли получили свое развитие и в учении о ноосфере В. И. Вернадского, уделявшего в своих исследованиях много внимания прогнозам развития человечества, которое может осуществиться только в соответствии с общекосмическими принципами и законами. Он отмечал, что человек является важнейшей эволюционно-собирающей силой и для вступления в Новую эпоху преображения духа и плоти человеку необходимо осознать эту миссию и сгармонизировать свои отношения не только внутри социума, но с биосферой. Одно из важнейших положений ноосферной концепции гласит о том, что сам человек является частью единого космического целого, Универсума, и разумность (наиболее явно представленная на социальном уровне развития материи) изначально присуща космосу.

Соответственно, человек творит ноосферу и является ключевым фактором ноосферогенеза. Это означает, что от уровня его (а соответственно, и всего общества) духовно-нравственного состояния напрямую зависят и качества окружающего мира.

Показательно, что современные исследования не только в области гуманитарного знания, но и в области естественных наук подтверждают основные положения метафизики всеединства и учения о ноосфере. Так, мысль о том, что эволюция человека не может проходить спонтанно или по произвольным планам самого человека, а «вписана» в единые законы мироздания, имеет объективно заданные принципы и «направлена» в сторону все большего развития разума и сознания и утончения телесности, получила свое подтверждение в работах не только философов конца XIX – начала XX  вв. – В. Соловьева, П. Флоренского,  С. Франка, В. Вернадского, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, но и более поздних авторов, таких как  Л.Лесков, Б.Родионов, А. Манеев, А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М. Ю. Шишин и др. Так, Г.М. Идлис пишет: «В основе физики, химии, биологии и психологии лежит принципиально единая гармония. Жизнь, в том числе разумную (сознательную), а тем более Высший Разум или Мыслящий Универсум и связанное с ним наше сознание, с одной стороны, и косную материю – с другой, невозможно отсечь друг от друга».

При этом необходимо учитывать антропный принцип космологии, который в исследованиях современных ученых приобретает ценностное измерение. Как справедливо заметил С.А. Лебедев, «если целью эволюции Вселенной являлось появление человека как закономерного продукта, а человек в своей сущности есть ценностное бытие, то не означает ли это, что универсальные ценности должны быть предпосланы его возникновению и заложены в основе универсума в виде неких фундаментальных констант, подобных физическим, организующим и направляющим все материальные процессы во Вселенной? Положительный ответ на этот вопрос напрашивается сам собой, поскольку человек как ценностное существо реально существует (и этот факт так же невозможно отрицать, как наличие во Вселенной реликтового излучения или ее расширение)».

Учение об эволюционном духовном и телесном преображении человека получает все большее подтверждение и распространение, а именно признание того, что собирание раздробленного и секуляризованного мира является процессом его всестороннего качественного преображения, которое неотрывно от очищения телесно-материальных оснований жизни. И человеку, прежде всего, заповедано нравственное пробуждение собственного сознания, ибо только любовь, вера в идеалы, сострадание, служение общему благу и очищенное мышление открывают дверь в иной, более совершенный мир и лишь посредством напряженного духовного труда может просветлиться и утончиться телесность. В  основе эволюции лежит четкий вектор, предзаданность дальнейшего развития, обусловленная общекосмическими законами. Соответственно, стратегической целью и смыслом жизни современного человечества должно стать глубокое познание и творческое воплощение эволюционных принципов  мироздания.

Таким образом, на основе ключевых положений метафизики всеединства мы можем сделать вывод о том,  что попытки трансгуманистов «конструировать» будущее, «трансформировать» человека и заселить Землю постлюдьми-киборгами – это явная антиутопия, данная нам как предупреждение (чтобы избежать действительно грозящей человеку перспективы стать музейным экспонатом) о необходимости глубокой проработки и реализации космически обусловленной цивилизационной стратегии, способной вывести современную цивилизацию из техногенно-потребительского тупика.

Подготовила И. Каланчина.

Библиографический список:

Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков.

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Человек восходящий.

Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт.

Лебедев С.А. Онтология человека// Человек. – 2010. – № 1.

Островский А.М. Социально-философские основания гуманизации  человеко-компьютерного взаимодействия.

Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.т., т.2. М., 1988.

Флоренский П.А. Соч. В 4-х т.т., т.2. М., 1996.

Эпштейн М.Н. Творческое исчезновение человека.