Удастся ли в  России избежать эпидемии вирусных  циррозов

Думается, всем известно, что эксперты предрекают через двадцать лет эпидемию вирусных циррозов. Конечно, в том случае, если пациентов не будут лечить. И хотя сегодня заболевание считается полностью излечимым, доступность инновационной терапии в нашей стране крайне низка. Об этом эксперты говорили в ходе «круглого стола», прошедшего в рамках Европейского конгресса по вирусным гепатитам.

Гепатит С в 80% случаев переходит в хроническую форму. Это самый высокий показатель среди всех вирусных гепатитов. С 1999 года заболеваемость хроническим гепатитом С в России выросла с 12,9 на 100 тысяч до 36,1 случаев в 2016 году. Но большинство заразившихся вирусом, не подозревают об этом, так как гепатит С имеет свойство не проявляться симптомами иногда на протяжении десятилетий. Поэтому нередки случаи, когда пациент узнает о болезни уже на стадии цирроза печени. У большинства инфицированных хронический гепатит С может «перерасти» в цирроз и далее в рак печени. Кстати, причина каждого третьего цирроза и каждого четвертого рака печени — именно гепатит С. Эксперты предполагают, что  хроническим гепатитом С могут быть инфицированы более чем  четыре миллиона россиян. Выявлено же из них чуть больше 2,5 миллиона. При этом на учете у врача наблюдается лишь 25% из диагностированных пациентов.

По словам заведующего научно-консультативным клинико-диагностическим центром Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Владимира Чуланова, болезнь нередко обнаруживают случайно, например, во время сдачи анализов крови перед операцией. Если в 90-е годы прошлого века основным путем передачи вируса был медицинский, то сегодня пути передачи могут быть самыми неожиданными. В последнее время гепатит С активно распространяется через тату и пирсинг-салоны, а также через кабинеты косметологов.

«На сегодня  риск заражения при переливании крови сведен к нулю. Зато очень большое количество пациентов заражаются  в кабинетах частных стоматологов, — признается заведующая Пермским краевым гепатологическим центром Раиса Гальбрайх. — Многие    пациенты заражаются в косметических салонах, некоторые поступают к нам после диализа».

Смягчает драматичность ситуации то, что несколько лет назад гепатит С объявили полностью излечимым заболеванием, так как появился новый класс противовирусных препаратов прямого действия. И скоро в распоряжении российских врачей будут так называемые  пангенотипные препараты, то есть направленные сразу на несколько генотипов вируса.

Однако, как заявляет гастроэнтеролог, гепатолог, научный сотрудник ЦНИИ эпидемиологии Сергей Бацких: «Ситуация с доступностью оригинальных препаратов катастрофическая. Оригинальные препараты очень дороги, а в обязательное медицинское страхование  они входят не во всех регионах,  и  редкие пациенты могут купить их за свой счет».

По мнению специалистов, социальная значимость гепатита С в России недооценивается: пик заболеваемости приходится на 35–45-летних людей, наиболее значимую для государства категорию населения, которая в основном и формирует валовой внутренний продукт.

«Чтобы пациенту в нашей стране медицина хоть как-то помогала, он должен болеть СПИДом или туберкулезом, но не вирусным гепатитом. Удивительно, что полностью решаемая проблема не решается. Национальной стратегии по борьбе с гепатитами в России нет. Пациенты предоставлены сами себе. Лет через 5–10 в США и ЕС проблема гепатита С, вероятно, будет полностью решена. Если немедленно не принять мер, Россия в этом вопросе может оказаться в аутсайдерах», — отмечает доктор Бацких.

Некоторые российские медики тем временем не возражают против введения кардинальных мер — например, выпуска на территории страны дженериков (копий) инновационных лекарств, у которых еще не кончился срок патентной защиты. Так, например, поступили в Китае. В любом случае простая математика подсказывает, что лечить пациентов с гепатитом С сегодня выгоднее, чем ждать, пока у них разовьется цирроз и им понадобится пересадка печени. И пока в России думают, как охватить лечением россиян, в развитых странах Европы уже прикидывают, как вылечить людей в странах третьего мира, чтобы они не приносили заразу в благополучные Европу и США. Эксперты ВОЗ предлагают принимать соответствующие программы помощи таким странам.

В России, похоже, намерены справляться собственными силами. Владимир Путин поручил правительству решить, как обеспечить противовирусной терапией инфицированных вирусом гепатита С. И заложить средства на их лечение при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов.

По материалам: http://zmdosie.ru/mir-i-chelovek/zdorovie/7550-eksperty-predrekli-rossii-epidemiyu-tsirrozov