Многие ли из нас в 70-80 годы прошлого века могли предположить, что события, описанные Брэдбери в его повести «451 градус по Фаренгейту», станут реальностью в XXI веке? Но тем не менее — последствия так называемых реформ последних 30 лет, по сути, стали точной иллюстрацией к книге известного американского писателя и философа о надвигающемся разрушении основ человеческого бытия.
Сразу уточним — когда мы приводим негативные факты и приглашаем их осмыслить, это не значит, что не способны увидеть и оценить позитивные тенденции, которые вопреки разрушительным «реформам», как ростки новой и здоровой жизни пробиваются сквозь толщу техногенной цивилизации. Но чтобы у этих единичных ростков был шанс набрать силу и превратиться в мощное древо жизни и знания, — необходима наша солидарность в противостоянии тому хаосу, в котором оказалось и общество в целом, и образование — в частности.
Пишет Николай, учитель истории. Калининград
«С 2000 года работаю учителем. За это время стал свидетелем самых разных реформ. В настоящее время осваиваю ФГОС. Дело в том, что когда обсуждают образование и реформы образования, то фокус внимания направлен на личность министра. Но мало кто знает, что сейчас министр простой исполнитель. Все реформы разрабатывают специалисты ВШЭ! На недавнем педсовете в нашей школе нас познакомили с планами дальнейшей реформы. К 2025 году планируется разделить учителей на 2 типа: тьюторы — сопровождающие образовательную траекторию учащегося и интеграторы — формирующие образовательный контент под запросы школы, класса и школьника за счет покупки контента независимых образовательных программ. Такое ощущение что продолжают продвигать идею по превращению учителей в «менеджеров, предоставляющих образовательную услугу».+
Еще немного цитат: «Школе нужны «голливудские» учителя, учителя — звезды способные превратить урок в шоу». «Школу ждет «геймификация образования», то есть развитие игрового компонента в образовании». Нас предупредили что планируется расслоение школ по качеству предоставляемых знаний. 1 Школа-лидер — проводник в международную систему образования и на рынок труда. 2 школа-середняк — обеспечивает базовый образовательный стандарт. 3 школа-отстающая — обеспечивает контроль над детьми из наиболее незащищенных групп населения. Это лишь малая часть того что нам готовят в ближайшие 5 лет.» (Источник — https://lastcall.su/nam-pishut/shkole-nuzhnyi-%C2%ABgollivudskie%C2%BB-uchitelya.html)
Возможно, кто-то и не замечает этих негативных процессов, отчасти по инерции, отчасти – потому, что общественным сознанием активно и целенаправленно манипулируют и уже приготовили к принятию яда в яркой упаковке. И это в полной мере это относится и к ситуации в нашем образовании. Давайте вспомним, как Брэдбери описывает глубочайший кризис, с которым может столкнуться человечество, если вовремя не осознает всю тупиковость культа алчности, потребительства, лени и бесчеловечности.
— Что тебе нужно? – Развлечения. – А их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться еще чему-либо, кроме умения нажимать кнопки. Жизнь превращается в сплошную карусель, Монтэг! Все визжит, кричит, грохочет!
— Долой драму, пусть в театре останется одна клоунада. Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума все меньше. Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги в подслащенные помои. Читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну, и, разумеется, эротические журналы.
— Мы хотим быть счастливыми, — говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Ведь человек только для того и существует. – Для удовольствий, для острых ощущений. И согласитесь, наша культура щедро предоставляет ему такую возможность. Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, порнографию и наркотики!. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы! Если драма бессодержательна, фильм пустой, а комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего – ударьте по нервам оглушительной музыкой! Я люблю, чтобы меня тряхнуло как следует.
— Спокойствие, Монтэг, превыше всего! Устраивайте разные конкурсы… набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами …им будет казаться, что они очень образованные. У них будет даже впечатление, что они мыслят, хотя они на самом деле стоят на месте… И не дай бог, если они начнут делать выводы и обобщения. Вы должны понять, сколь огромна наша цивилизация. И мы не можем допустить волнений и недовольства среди составляющих ее групп. Мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды; тогда все станут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество. Вот! А книга – это заряженное ружье в доме соседа. Сжечь ее! Разрядить ружье! Надо обуздать человеческий разум!
— Вспомните-ка, Монтэг, в школе в одном классе с вами был, наверное, какой-нибудь особо одаренный малыш? Он лучше всех читал вслух и чаще всех отвечал на уроках. Мы умеем вовремя подавлять подобные тенденции. В самом раннем возрасте…. Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, литература упразднены. Содержание книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты… А теперь быстрее крутите пленку, Монтэг! Быстрее!, Клик! Пик! Флик!. Сюда, туда живей, быстрей, так, этак, вверх, вниз! Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов!..
— Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! – руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние и бесполезные мысли!» (Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»)
Приглашаем наших читателей принять участие в развернувшемся в группе «Последний звонок» (в ВК) обсуждении весьма показательного, на наш взгляд, видеоролика о школьном празднике в г. Ачинске (адрес группы: https://vk.com/id250738047?w=wall-125351400_3553)
И. Каланчина
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет
Русская классическая школа: начало Возрождения?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Аналитические статьи ученых и учителей-практиков о системе развивающего обучения
Подборка статей по системе Развивающего Обучения
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность