Ни для кого не секрет, что современное мироустройство, основанное на эксплуатации большинства населения планеты — меньшинством, переживает свой закат. Стремительно ухудшается экологическая ситуация. С каждым годом увеличивается бедность, бездомность, безработица, отчуждение, межнациональные конфликты, терроризм. Да и могут ли эти проблемы разрешиться в рамках техногенно-потребительской модели, когда власть предержащие «готовы на любое преступление ради 300-процентной прибыли», когда отношения между людьми построены на принципе корысти и когда ими утерян смысл жизни и любви?
Не удивительно, что на этом фоне массово растет отчуждение людей друг от друга, возникают депрессии, психические расстройства и самоубийства.
Сегодня представители мирового управляющего класса (как точно сформулировал А. Фурсов), учитывая растущие тенденции сопротивления наиболее здоровых сил общества, не на шутку озабочены, какие меры предпринять, чтобы не потерять власть? И они нашли выход – изменить человека.
Еще в 1957 году Джулиан Хаксли, брат писателя Олдоса Хаксли, автора романа «О дивный новый мир», впервые вводит понятие «трансгуманизм». О значении этого термина (от лат. trans – сквозь, через, за; лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) и реализации технологий трансгуманизма в образовании мы уже писали в предыдущем материале.
Чем же трансгуманизм отличается от гуманизма? Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человеческой жизни, его индивидуальных и гражданских прав и свобод, полагающая благо человека в качестве основного критерия оценки социальных институтов, а принцип справедливости и равных стартовых возможностей – нормой отношений между людьми.
Как видно из определений, гуманизм исходит из естественной природы человека, а трансгуманизм стремится изменить самого человека. Вот как известный проповедник трансгуманизма З. Иштван характеризует эти процессы: «Идет борьба за «душу» глобальной экономики… Для таких как я – кому дороги важнейшие атрибуты капитализма и его достижения во имя прогресса и инноваций – это благо».
Широко декларируемые трансгуманистами приманки о преодолении старения, смерти, усилении физических, умственных и психологических возможностей человека, по сути, если и возможны (?), то только для небольшого числа эксплуататоров и их челяди.
Трансгуманисты говорят о «новой породе» «транслюдей», которые являются лишь ступенькой на пути к постчеловеку. По их замыслу, на этапе трансчеловека должна произойти замена живых органов и частей тела электронными имплантатами, применение искусственного размножения, состоится симбиоз разума с искусственным интеллектом. Транслюдям достаточно бездумно следовать моде, и, не сопротивляясь, становиться все в большей степени придатком компьютера, телевизора, всевозможных гаджетов и других ретрансляторов масс-культуры.
Какие же истинные намерения стоят за благопожеланиями трансгуманистов заменить людей на «постчеловеков», хорошо видно из антиутопии «О дивный новый мир». По мнению серьезных аналитиков, к сожалению, роман Хаксли уже становится реальностью, которая динамично захватывает и умы отдельных людей, и целые страны . «Теперь же мир стабилен, устойчив. Люди счастливы. Они получают все то, что хотят и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жен, ни детей, ни любви – и, стало быть, нет треволнений; они так сформированы, что практически не могут выйти из рамок положенного» [О. Хаксли. «Дивный новый мир»].
Известно, что в 1998 году основана Всемирная ассоциация трансгуманистов, а в 2000 году — Российское трансгуманистическое движение. В 2005 году оно провело междисциплинарный семинар по трансгуманизму в Москве. В 2011 году создано общественное движение «Россия-2045». Подобные политические течения активно создаются в Европе и США. Их представители уже баллотируются в Конгресс Соединенных Штатов. По их планам, постчеловек должен быть сформирован к 2050 году.
Ответить на вопрос, насколько реальна и жизнеспособна перспектива безоблачного трансгуманистического будущего человечества, мы попытаемся в нашей следующей публикации. А сейчас лишь приведем ссылки на материалы, которые подтверждают, что угроза расчеловечивания не преувеличена и имеет в нашей стране активных исполнителей:
Мэрия Москвы: родители — главный тормоз развития системы образования https://rossaprimavera.ru/news/b24e4512
Ректор ВШЭ назвал российских выпускников и школьников социальными дебилами https://tsargrad.tv/news/rektorvshje-ob-obrazovanii-v-rossiimy-vypuskaem-socialnyh-debilov_89966
Доклад на научной конференции в СПбГУ о трансгуманизме как одном из ведущих современных философских направлений
И. Каланчина.
Рекомендуемые материалы по проблемам образования
О болонской системе и будущем отечественного образования (размышления преподавателя вуза)
Родительский конгресс вынес вердикт реформам образования
Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность
Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть
Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека
Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?
Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании
Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?
Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых
Круглый стол «Цифровизация образования: основания, проблемы и социальные последствия»
Манифест общественного движения «Родители Москвы»
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности
Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?
Изгнание бесов из российского образования
Катастрофа высшего образования только начинается
Школа и здоровье не совместимы?
Кто выживет после цифровизации образования?
Почему онлайн-образование умирает
Домашнее образование: тупик или выход?
Система, убивающая разум (о проектах Кузьминова-Грефа)
Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?
После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным
Сомнительные прелести дистанта
Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?
Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?
Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?
Индекс Хирша как двигатель регресса
Принято решение о создании министерства просвещения
К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?
Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?
«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?
Стоит ли стремиться в финский школьный рай?
Какой должна стать наша школа?
Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы
В челябинских школах запретили секспросвет