315 лет назад был издан указ Петра I об охране лесов по берегам рек. А как с этим обстоит дело сейчас?

315 лет назад был издан указ Петра I от 19 ноября 1703 года об охране лесов по берегам рек, которым предписывалось сберегать от рубки деревья ценных пород — дуба, клена, ильма, вяза, карагача, лиственницы и сосны на расстоянии до пятидесяти верст (53 км) от больших сплавных рек и до тридцати верст (32 км) от малых. За обычную порубку таких деревьев, кроме дуба, указом предписывалось брать штраф в десять рублей (его трудно сравнить с нынешними деньгами, но, например, налог на нелюбимые Петром бороды составлял  тогда 1,2 рубля и уплачивался раз в жизни). 

За порубку крупного дуба, даже одного, или за массовую порубку других ценных деревьев, предписывалась смертная казнь.

Указ был жестоким, да и заботился царь не столько о реках, сколько о нуждах флота (отсюда и такое внимание к дубу — главному дереву для постройки военных кораблей того времени). Тем не менее, это был один из первых петровских лесоохранительных указов, с которого, по большому счету, началось формирование системы государственного управления лесами России.

С течением времени цели и требования законодательства, регулирующего пользование лесом по берегам рек, менялись. Уже в Лесоохранительном законе 1888 года («Положении о сбережении лесов») предписывались особые меры сбережения лесов и кустарников, «охраняющих берега судоходных рек, каналов и водных источников от обрывов, размывов и повреждения ледоходом». С тех пор цель сохранения различных категорий лесов по берегам рек и других водоемов состояла не в защите доступных для сплава особо ценных лесных ресурсов, а в сохранении самих водных объектов и других, связанных с ними ценностей — источников питьевого водоснабжения, рыбных ресурсов, водных путей и тому подобных. Часть лесного законодательства, связанная с охраной рек и в целом вод, с петровских времен увеличилась и усложнилась в сотни раз.

Но работает ли водоохранная часть российского лесного законодательства сейчас?

Вполне наглядный ответ на этот вопрос дают фотографии из Гагаринского района Смоленской области. Это свежая, 2018 года, сплошная рубка старого ельника в водоохранной зоне реки Яузы (не той, которая в Москве и по которой Петр I учился плавать на ботике, а другой, смоленской).

Вид этой зоны сверху показывает, что сплошная рубка подходит практически вплотную к реке. Хотя ширина ее водоохранной зоны должна составлять 200 метров, а ширина зоны санитарной охраны, как источников питьевого водоснабжения города Москвы — 500 метров).

А это — переезд через реку Яузу, которым пользуются при вывозке древесины. Располагается он всего в пяти километрах выше по течению от Яузского водохранилища, входящего в Вазузскую гидротехническую систему, которая, в свою очередь, является частью системы водоснабжения города Москвы.

Переезд представляет собой просто штабель бревен, уложенных в русло реки, по которому лесовозы переезжают с одного берега на другой. Разбиваемая почва стекает по колеям к месту переезда, и вся эта муть спускается потом по течению реки в Яузское водохранилище и в целом в систему водоснабжения столицы.

Вазузская гидротехническая система была спроектирована в качестве резервного источника водоснабжения Москвы и западного Подмосковья в конце пятидесятых годов прошлого века, и введена в эксплуатацию в конце семидесятых годов прошлого века. Одним из важнейших аргументов в пользу создания именно этого источника водоснабжения стала чистота входящих в него рек и других водотоков, связанная с относительной малонаселенностью их водосборных бассейнов и значительной лесистостью.

Режим использования территорий, прилегающих к Вазузской гидротехнической системе, определяется, в числе прочего, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. № 45.

Согласно этим правилам, зоны санитарной охраны организуются для гидроузлов и каналов, входящих в систему, в том числе для Кармановского гидроузла (на реке Яуза). Второй пояс зоны санитарной охраны гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему. Река Яуза как раз и является таким притоком первого порядка. Границы второго пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды для притоков первого порядка на расстоянии: при равнинном рельефе местности — не менее 500 м, при холмистом рельефе местности — по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Согласно СП 2.1.4.2625-10, на территории второго пояса зон санитарной охраны станций водоподготовки и гидроузлов не допускается рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса. Формулировки санитарно-эпидемиологических правил хоть и не совсем соответствуют формулировкам ныне действующего лесного законодательства (где уж врачам-эпидемиологам угнаться за его изменениями), но все-таки вполне ясны: в этой зоне санитарной охраны разрешен только уход за лесами и санитарные рубки.

Рубка, которая видна на приведенных выше снимках, не является ни рубкой ухода, ни санитарной рубкой. Более того: в понимании нынешнего лесного законодательства этот вырубленный лес вообще не является лесом — хотя с биологической точки зрения это полноценный лес (как минимум, был полноценным лесом до рубки). Дело в том, что растет этот лес на земле сельскохозяйственного назначения. В советские времена он был предоставлен сельскохозяйственному предприятию (совхозу) для его хозяйственных нужд.  В нем велось лесное хозяйство и на него распространялось лесное законодательство.

После принятия Лесного кодекса РФ он превратился в беспризорную территорию с мутным правовым статусом. А поскольку на этой земле рос спелый по хозяйственным меркам лес с большими запасами ценной древесины, в том числе крупного хвойного пиловочника и березового фанкряжа, неизвестно откуда взявшийся собственник земельного участка решил этот лес вырубить. И никакая ЕГАИС учета древесины и сделок с ней не помешала ему продать с этого и некоторых других подобных участков сотни тысяч кубометров ценной древесины. И никакие правоохранительные органы не помешали рубить лес, которого «на бумаге» как бы и вовсе нет, в том числе в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны источников водоснабжения.

Таких беспризорных лесов, забытых российским законодательством, законодателями и органами государственной власти, в нашей стране около ста миллионов гектаров (включая молодые леса, только формирующиеся на безнадежно заброшенных землях сельхозназначения). Случаи варварских рубок таких лесов в Смоленской области — самые яркие и заметные.

Во-первых, они приходятся на водосборный бассейн системы питьевого водоснабжения Москвы и прямо затрагивают интересы миллионов людей. Во-вторых, один из этих случаев представляет собой самую крупную сплошную рубку 2018 года во всей Европе (не менее 450 гектаров). Таких случаев много и в других регионах по всей России. Желающих попользоваться бывшим государственным имуществом, оставшимся без ясного правового статуса и без присмотра со стороны уполномоченных государственных органов, в нашей стране всегда хватало.

Первого сентября 2013 года, Президент РФ поручил Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б). Был установлен срок исполнения — 1 января 2014 года.

Несмотря на то, что этот срок давно истек, поручение до сих пор остается не исполненным. В результате сотня миллионов гектаров лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, до сих пор не имеет ясного правового статуса. Это означает, что такие леса практически не охраняются ни от пожаров, ни от незаконных рубок, ни от расточительного и бесхозяйственного лесопользования. В числе прочего, в этих лесах не обеспечивается выполнение требований российского законодательства, направленных на сохранение лесов по берегам рек и других водоемов, и в зонах санитарной охраны источников водоснабжения.

Источник: http://www.forestforum.ru/viewforum.php?f=9