Рассказы о людях, подаривших миру крылья. А.Ф.Можайский

«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой  науки и техники.

Исторические документы рассказывают нам, что попытки покорить  воздух, взлететь над землей производились нашими предками еще в далекие времена.

В дни Ивана Грозного «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп», сделав крылья, летал на них в Александровской слободе при большом стечении народа. А «в 1729 году в селе Ключе, недалеко от Ряжска, кузнец, Черная Гроза называвшийся, сделал крылья из проволоки…  летал тако, мало дело ни высоко, ни низко».

В 1724 году фабричный приказчик Островков в селе Пехлеце, что под Рязанью, сделал себе крылья из бычьих пузырей наподобие «теремков и по сильному ветру подняло его выше человека и кинуло на вершину дерева». Пишут еще, что некто Карачевец в 1729 году делал змеи бумажные на шестиках и летал на них.

В 1731 году рязанский подьячий Крякутный за полвека до французов, братьев Монгольфье, которых считают изобретателями воздушного шара, поднялся на воздух, надув дымом большой мешок. Вот как рассказывает об этом старинная рукопись «. фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь» Это была одна из первых в мире попыток летать на воздушном шаре.

Наконец, в старинных документах упоминается и о парашюте, изобретенном поповским сыном Симеоном в XVIII веке.

«Воздухоплавание бывает и будет двух родов одно: в аэростатах, другое в аэродинамах». Второй «…род воздухоплавания обещает наибольшую будущность, дешевизну…». Так в 1878 году, задолго до изобретения самолета, писал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, предвосхищая основное направление в развитии авиации — самолетостроение.

И когда мы с чувством величайшей признательности обратим свои взоры в прошлое в поисках творца первого в мире самолета, мы встретим имя замечательного русского человека Александра Федоровича Можайского.

Эго он научно обосновал «аэродинамный» полет и проверил правильность своих выводов на модели, а затем построил и испытал самолет за 26 лет до американцев братьев Райт, которым за рубежом и до сих пор приписывают первенство в самолетостроении.

Его самоотверженная и беспокойная жизнь, творческая жизнь гениального человека упорно боровшегося за осуществление своей идеи, лишь в недавние годы благодаря изысканиям советских исследователей раскрылась перед нами во всем своем величии.

Почти тридцать лет своей жизни посвятил Можайский изучению проблемы воздухоплавания. С необыкновенной настойчивостью решал он один за другим все вопросы, встававшие на пути к достижению заветной цели.

Александр Федорович Можайский родился в 1825 году в семье морского офицера, окончил кадетский корпус и тоже стал моряком — старшим офицером военного корабля «Прохор».

Морская служба не удовлетворяла Можайского, его занимала проблема воздухоплавания, и еще совсем молодым человеком он вышел в отставку. Впоследствии, вспоминая этот шаг Можайского, его сын писал: «Возникновение идеи воздухоплавательного аппарата покойный Александр Федорович относил к 1855 году, приписывая ее своим наблюдениям над птицами».

Можайский начал с изучения планирующего полета птиц. Исследуя строение крыльев и хвоста голубя, определяя размеры их, расположение центра тяжести птиц, настойчиво стремился он вырвать у природы секрет полета.

Первенство в подобных исследованиях обыкновенно приписывалось австрийскому планеристу Лилиенталю, однако он занялся ими лишь через 10 лет после Можайского.

От изучения птиц русский исследователь перешел к опытам с воздушными змеями. Здесь он достиг замечательных успехов. Он укреплялся па огромном змее, буксируемом тройкой лошадей, и, по свидетельству очевидцев, отмечавших это событие в  «Кронштадтском вестнике» за 1877—1878 годы, «… два раза поднимался в воздух и летал с комфортом». Происходило это также за десять лет до первых подобных попыток во Франции и Англии.

На основании многих опытов Можайский вывел  основной закон подъемной силы крыла. Он писал: «Чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же площадь».

Освоив воздушный змей, Можайский перешел к следующей ступени исследования: он создал летающую модель самолета. Эта модель предвосхитила все элементы современного самолета. Приводилась она в движение тремя воздушными винтами, вращавшимися от часовой пружины.

По рассказам профессора Алымова и воздухоплавателя Спицына, присутствовавших при опытах, модель эта «бегала и летала совершенно свободно». Она выполняла все это даже в том случае, когда на нее в качестве добавочной нагрузки клали увесистый офицерский кортик.

Еще более высокую оценку летающей модели Можайского дал член Московского технического комитета полковник Богословский. Он писал в «Кронштадтском вестнике» в январе 1877 года:

« Изобретатель весьма верно решил давно стоящий на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать.

Быстрота полета аппарата  изумительна, он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении.

… Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блистательно побеждены нашим даровитым соотечественником. Господин Можайский совершенно верно говорит, что его аппарат при движении на всех высотах будет постоянно иметь под собой твердую почву…».

После такого большого успеха с воздушным змеем и с летающей моделью Можайский решил сделать последний шаг — приступить к постройке настоящего самолета и обратился для этого за помощью в военное министерство.

Изобретателю неожиданно повезло. Пути его научного творчества  пересеклись с широкой и плодотворной деятельностью величайшего ученого — Дмитрия Ивановича Менделеева.

Специальная комиссия, в составе которой был Д. И. Менделеев, рассмотрела проект Можайского.

Великий ученый-химик, не оставлявший вне поля своего внимания ни одного из актуальных вопросов современности, увлекался также и проблемами воздухоплавания. Он сразу же понял и достойно оценил талантливый проект Можайского. Именно активное участие Менделеева в рассмотрении проекта решило его дальнейшую судьбу.

Конструкция самолета Можайского была одобрена комиссией под настойчивым давлением Менделеева. Изобретателю были отпущены некоторые средства для продолжения его работы. Можайский составил большую «Программу опытов над моделью летательного аппарата». Эта программа, ставившая ряд глубоких вопросов по изучению самолета, говорит об огромных знаниях Можайского в новой, его трудами созданной области науки — механике полета. Программа предусматривала исследование воздушных винтов и элеронов — тех маленьких добавочных крылышек, которые необходимы самолету для поворота и совершения различных фигур при полетах. Программа ставила задачу изучения условий действия рулей, нагрузок на крылья и т. д.

Можайский применял элероны и изучал их действие за 31 год до француза Фармана, который, как пытаются уверить зарубежные исследователи истории авиации, ввел их якобы впервые.

Достижения Можайского были столь наглядны, что в появившейся в 1878 году в «Кронштадтском вестнике» статье профессора Алымова «К вопросу о воздухоплавании» говорилось: «Аппарат г. Можайского, по крайней мере, в своем принципе составляет, по нашему мнению, громадный и окончательный шаг к разрешению великого вопроса плавания человека в воздухе по желаемому направлению и с желаемой в известных пределах скоростью…

А. Ф. Можайскому принадлежит, по нашему мнению, великая заслуга решить эту задачу на практике…

Основанный на законах механики теоретический анализ явления, а главное все то, что мы видели и что лично сообщено А. Ф. Можайским, заставляет нас с большой вероятностью заключать о великой будущности сделанного им применения означенного принципа».

«Одним словом, — пишет в заключение профессор Алымов, — в высшей степени желательно, чтобы по отношению к проекту Можайского были предприняты исследования… в размерах более обширных, чем какие  возможны для частного лица и при том с главной  целью осуществления, по нашему мнению, наиболее рационального из всех проектов воздухоплавания».

Однако вторая комиссия, рассматривавшая проект Можайского, была уже другого состава. Члены комиссии Паукер, Герн, Вальберг отвергли гениальный проект самолета, разработанный Можайским. Они предлагали переработать этот проект так, чтобы создать летательный снаряд «с подвижными крыльями, могущими изменять не только свое положение относительно гондолы, но и свою форму во время полета».

Это бредовое предложение было отвергнуто изобретателем. В ответ он получил отказ в помощи.

Можайский не сдался и продолжал работу на свои средства.

В 1878 году он составил окончательный проект своего аэроплана, а в 1881 году получил на него патент. В патенте  значилось что «на сие изобретение прежде сего никому другому в России привилегии выдано не было». Но такого изобретения не было не только в России, в то время его не было во всем мире.

Что же представлял собой самолет Можайского?

К фюзеляжу, сделанному в виде лодки, с двух сторон было приделано по широкому крылу. Сзади прикреплялся хвост, который служил вертикальным и горизонтальным рулем поворота. Самолет приводился в движение тремя винтами — передним, большим, и двумя задними, меньшего размера. Эти вспомогательные винты, врезанные в крылья, облегчали поворот самолета в воздухе. Две легкие паровые машины мощностью в 20 и 10 лошадиных сил приводили винты во вращение.

Машина опиралась на легкое четырехколесное шасси, служившее для разбега и посадки самолета.

Проект летательной машины, вопреки стремлению второй комиссии похоронить русское изобретение, был создан. Оставалось, следуя ему, построить самолет.

Можайский обратился уже не в военное, а в морское министерство, которое оказало изобретателю поддержку.

Прежде всего, встал вопрос о сердце летательной машины — о двигателях.

Следует отметить, что Можайский разработал проект нефтяного двигателя внутреннего сгорания. До нас дошел чертеж этого талантливого изобретения. В двигателе Можайского нефть под давлением впрыскивается через фильтр в рабочий цилиндр, где распыляется струей сжатого воздуха. Возгорание смеси осуществляется от электрической искры, получаемой от индукционной катушки. Принцип, положенный в основу этого двигателя, чрезвычайно близок принципу работы современных поршневых моторов внутреннего сгорания.

Знаменательно, что изобретатель не ограничивал возможное применение своего мотора. «Машины подобного устройства, по мнению капитана 1-го ранга Можайского могут быть с большою выгодою употреблены тля электрического освещения или для мелких судов…», — докладывал об этом изобретении главный инженер-механик флота 14 мая 1879 года.

Состояние техники того времени, видимо, не позволило Можайскому построить этот двигатель. Изобретатель обратился к более освоенным паровым двигателям и сконструировал исключительно совершенную паровую машину для своего самолета.

Вскоре о работах Можайского стало известно за границей. В России на них возлагали большие надежды. За несколько месяцев до испытания аэроплана «Петербургский листок» от 25 марта 1882 года писал: «У нас в Петербурге действительно устраивается летательная машина, на которой, как уверяют газеты, ученые, инженеры, строитель намерен перелететь из Петербурга прямо на Московскую Всероссийскую выставку».

Летом 1882 года под Петербургом, в Красном селе, Можайский с помощью нескольких мастеров закончил сборку самолета. Здесь он и испытывался под управлением механика Ивана Голубева. После разбега со специального наклонного помоста, облегчавшего отрыв машины от земли, самолет поднялся в воздух и перелетел через поле.

Управляемый рукой человека аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателями, совершил первый в мире полет. К сожалению, по недосмотру механика уже на земле у самолета было поломано крыло.

Анализируя первый полет, гениальный конструктор увидел, что вся дальнейшая его работа должна быть направлена на увеличение мощности двигателей самолета и уменьшение их веса.

Как и для первого полета, изобретатель сам спроектировал небольшую по размерам паровую машину мощностью в 50 лошадиных сил.

Изготовленная Балтийским заводом, эта паровая машина долгие годы оставалась самой легкой в мире, она была настоящим чудом техники.

Значительным усовершенствованиям подвергся и сам самолет.

Через три года после испытания первого самолета Можайский представил военному министру материалы о втором самолете. В своем заявлении он писал: «…в скором времени мною будет представлено комиссии все требуемое для разъяснения второго проекта… Последующие мои занятия по разработке вопроса дали ряд практических выводов, представляющих возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными».

Однако второй проект изобретателю не суждено было осуществить. Здоровье Можайского, человека уже пожилого, подорванное многолетним напряженным трудом, резко ухудшилось, и он вынужден был прекратить свои работы. Вскоре уехал он к себе на родину, в Вологодскую губернию, а 20 марта 1830 года великий изобретатель скончался.

Трудно переоценить творческий подвиг Можайского. Вспомним, в каких тяжелых условиях ему приходилось создавать свой первый в мире самолет, вспомним, что не на годы, а на десятилетия опередил он других строителей аэропланов.

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С.216-222.