Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Известный писатель, публицист, преподаватель английской словесности  К.С. Льюис  очень серьезно относился к вопросам образования и воспитания. В одной из своих работ он обратил внимание на некий парадокс человеческого восприятия: скажите кому-либо, что вы собираетесь поставить эксперимент на детях — и на вас тотчас набросятся с криками о том, что это недопустимо; но если вы скажете, что вот — это экспериментальная школа — все сразу согласно закивают головами. 

Похоже, что авторы проекта по внедрению «целевой модели цифровой образовательной среды» надеются именно на то, что за витиеватыми формулировками этого документа  им удастся скрыть истинное значение термина «эксперимент» от внимания родительской и педагогической общественности.

Так какой же очередной удар готовятся нанести системе нашего образования? Это проект постановления правительства РФ, который опубликован на портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/projects?fbclid=IwAR0IoE8LPlM7LdICTZAx1Odw-SNRyQ59FfcJlfB7igSl8NQ3TaAUbYCiitg#npa=105396).

В документе отмечается, что «эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых предлагается провести с 1 сентября 2020 по 31 декабря 2022 года».  Что касается понятия «цифровая образовательная среда (ЦОС)», то под ним подразумевается «совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

В образовательных учреждениях, в которых пройдет эксперимент, проведут высокоскоростной интернет (не менее 50 Мб/с в селах и 100 Мб/с в городах). Также учреждения образования должны оснастить компьютерами и необходимым программным обеспечением.

В перечень субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды включили Алтайский край, Московскую, Новосибирскую области и еще 11 регионов страны.

И хотя содержание этого предварительного документа весьма расплывчато, тем не менее в нем видны определенные позиции, которые вызвали серьезную тревогу и критическую реакцию у всего педагогического сообщества. Перечислим основные замечания.

  1. В пояснительной записке к этому проекту ничего не сказано о том, кто его прорабатывал и с какими экспертами его согласовывали. Судя по тому, что там  прописаны только технические и организационные вопросы (связанные, прежде всего, с обеспечением высокоскоростного интернета или наличия необходимого оборудования),  непосредственно к работе над проектом не привлекали ни ученых, ни учителей, ни психологов, ни медиков.
  2. Также очевидно, что изначально при работе над проектом его авторы не придерживались основ научного подхода, предполагающего всестороннюю  предварительную экспертизу (со стороны специалистов — ученых и авторитетных практиков  в сфере образования), а также и продуманный серьезный контроль за ходом и результатами эксперимента.
  3. Авторы проекта рассматривают обучение как унифицированный, автоматизированный, с жестко заданными параметрами процесс, полностью исключающий творческую составляющую и индивидуальный подход как основу педагогического мастерства. Такой подход можно применять только в сфере промышленного, конвейерного производства, но он категорически не приемлем в сфере образования, развития мышления и формирования научного мировоззрения, нравственного  воспитания личности.
  4. Следует отметить, что в данном проекте совершенно не учтены результаты исследований авторитетных ученых, которые доказали крайне разрушительные последствия для здоровья учащихся — тотального применения цифровых технологий в образовательной практике. Так, нейрофизиолог Манфред Шпитцер; нейробиолог, профессор оксфордского университета Сьюзен Гринфилд; клинический психолог Андрей Курпатов и ряд других  в своих последних исследованиях обосновали, что  преимущественное использование гаджетов и прочих цифровых устройств во время учебы ведет к цифровой деменции (слабоумию). Подростки, часто находящиеся перед экраном цифрового устройства, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью, депрессией, низким уровнем самоконтроля и другими серьезными нарушениями функций мозга.
  5. Также в данном документе, по сути, отрицаются природосообразные принципы обучения и воспитания, наработанные и проверенные многими столетиями в истории мировой цивилизации. В частности, принцип межличностного взаимодействия, при котором происходит подлинная  передача знаний и опыта при непосредственном общении между  учителем и  учениками.   Никакие технические устройства не заменят непосредственного общения с наставником. Как сказал немецкий философ И. Кант, только личность  может воспитать личность. Цифровые и другие современные  технологии могут применяться  лишь как дозированное  дополнение к непосредственному  общению между учителем и учениками и не более того.
  6. Тотальная цифровизация является  губительной для российской системы образования, для здоровья учащихся и педагогов. Последствия  столь непродуманного  подхода могут проявиться  уже в ближайшем времени – и приведут к массовой деградации общества, росту преступности, упадку общего уровня культуры, исчезновению государствообразующего слоя педагогической и научной общественности. Поэтому необходимо отказаться от данного эксперимента, не прошедшего независимой общественной и научной экспертизы.

Также есть конкретные замечания и предложения непосредственно по тексту данного проекта, с которыми все заинтересованные могут ознакомиться по ссылке  — Добавления в Постановление о ЦОС

К сожалению, мы можем констатировать, что подобные замечания и просьбы прекратить внедрение в систему образования непродуманных реформ и экспериментов неоднократно  высказывались многими педагогами, учеными, родителями. Не так давно широко разошлось в информационном пространстве открытое письмо (от 30 апреля) с той же просьбой остановить тотальное внедрение цифровых технологий в учебные заведения. В качестве реакции на эти просьбы 28 июня было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 — 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых».

Дорогие друзья, не будем отчаиваться и давайте придерживаться лозунга: делай что должно — и будь что будет. Одно из важных требований — это проведение широкой, общественной, независимой экспертизы данного проекта и ему подобных. Предлагаем всем коллегам — школьным учителям,  преподавателям вузов и родителям —  присоединиться к работе по внесению предложений и замечаний к данному проекту (используя все собранные здесь замечания и предложения). Вы можете сделать это по ссылке —  https://regulation.gov.ru/projects?fbclid=IwAR0IoE8LPlM7LdICTZAx1Odw-SNRyQ59FfcJlfB7igSl8NQ3TaAUbYCiitg#npa=105396

 

Рекомендуемые материалы по проблемам образования

Проект ЦОС: внедрять нельзя пересмотреть

Современная образовательная политика, или Деятельность по изготовлению человека

Новый наряд короля, или Кто стоит за «новациями» в образовании

Трансгуманизм – идеология реформ в образовании?

Польза и возможные риски цифровых технологий: мнение западных ученых

Катастрофа высшего образования только начинается

Школа и здоровье не совместимы?

Кто выживет после цифровизации образования?

Почему онлайн-образование умирает

Домашнее образование: тупик или выход?

Человек отменяется, или О том, что заставляет «учителей словесности» отказаться от самой словесности

Очередной эксперимент в российском образовании: тотальная цифровизация?

Изгнание бесов из российского образования

Публичное опознание

Что стоит за спешным принятием Закона об искусственном интеллекте?

После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Сомнительные прелести дистанта

Фонд «Сколково» и коронавирус

Как относиться к спорам о ненужности празднования 9 мая?

Патриотизм: гражданская добродетель или «последнее прибежище негодяя»?

«Имею право быть человеком»

Индекс Хирша как двигатель регресса

Принято решение о создании министерства просвещения

К чему ведет засилье информационных технологий в образовании?

Почему выбор профессии учителя сегодня — это большой риск?

Их пугают, а им не страшно

«Геймификация образования»: предупреждения Рэя Брэдбери сбываются?

Какими намерениями вымощена дорога в дивный новый мир?

Стоит ли стремиться в финский школьный рай?

Какой должна стать наша школа?

Фильм «Последний звонок»: комментарии, мнения, споры, прогнозы

В челябинских школах запретили секспросвет

Русская классическая школа: начало Возрождения?

Российская система образования: есть ли шанс на возрождение?

Каланчина И.Н. Личность в образовании: история и современность