Из истории сибирского просветительства. Вклад декабристов

Существует множество исследований, посвященных истории развития Сибири, которые проводились с самых разных подходов и ракурсов. Мы же остановимся на истории просветительского движения, как особого феномена, оказавшего большое влияние на формирование самобытного культурного ландшафта Сибири. Если проследить исторически, то поражают масштабы вклада большого числа поколений и отдельных выдающихся личностей, чья деятельность связана с развитием культурной, экономической  и  хозяйственной жизни этого региона.

Трудно переоценить их вклад в освоение и обживание сурового сибирского пространства. И за этим мощным цивилизационным движением стоит напряженная жизнь и работа многих поколений пассионариев, среди которых и представители казачества, значительно раздвинувшие восточные границы российской империи; и беглые крестьяне; и старообрядцы; и добровольные переселенцы, мечтавшие о «вольной землице»; отважные путешественники и предприимчивые купцы; выходцы из сочувствующих народу слоев аристократии и лучшие представители разночинской интеллигенции.

История просветительского направления в Сибири началась, конечно, задолго до появления там декабристов и впоследствии велась на протяжении практически всего XX века, но мы остановимся на деятельности ссыльных декабристов. Важно отметить, что все декабристы, и даже те, кто не являлся выходцами из знатного дворянского рода,  были носителями передовых взглядов, высокообразованными людьми. Показательны факты, запечатленные в различных источниках о высокой культурной и просветительской их активности повсюду, где  находились, — в острогах, поселениях, размещенных в разных регионах Сибири — от Урала до Забайкалья, куда они привнесли много полезных практик для развития сельского хозяйства, медицины, ремесленничества, культуры и образования. Последнее неотъемлемо связано с высоким  интеллектуальным уровнем самих декабристов. Остановимся на нескольких показательных примерах.

Так, семья Нарышкиных, приехав в Курган на поселение и обзаведясь собственным домом, устраивала каждую неделю встречи декабристов, где они не только обсуждали последние новости из Центральной России, но и составляли планы по просветительской работе, оказанию помощи местным жителям и нуждающимся товарищам по ссылке. Кроме того, в самом Кургане была возможность  получать иностранную и русскую периодику, а также  книги из новейших сочинений. «Двор Нарышкиных по воскресеньям был обыкновенно полон народу, которому раздавали пищу, одежду и деньги». [2].

Также, в источниках сообщается, что П.Н. Свистунов, прибывший в Курган в 1838 г., очень быстро включился в культурную работу местных декабристов. Отбывавший наказание также в Кургане А.Ф. Бригген  много занимался переводами с иностранных языков на русский, осознанно связывая эту работу с просвещением народных кругов. «Всякому занимающемуся у нас переводами дельных книг, — писал он Жуковскому из Кургана, — … должно в особенности иметь в виду тех читателей, которые, не зная иностранных языков, должны довольствоваться только чтением русских книг» [5].

Будучи человеком крайне образованным и постоянно стремящимся к чтению философских книг В.Н.Лихарев, прибыв на поселение в Курган, сразу стал одним из самых активных просветителей местного общества. Впоследствии ему и другим декабристам часто приходилось обращаться к курганским чиновникам для решения проблем своих товарищей и крестьян. М.А.Назимов, у которого сложились добрые отношения с местными жителями, со временем смог даже изменить отношение к декабристам как «государственным преступникам» на искреннюю симпатию и уважение [4].

Н.И. Лорер в своих «Записках декабриста» пишет о моральной пользе своего пребывания в городе и положительном влиянии на местных чиновников. В Кургане было уездное училище, поэтому часто деятельность ссыльных была направлена именно на него. Но поскольку им было запрещено заниматься образовательной деятельностью, декабристы сближались с училищем под косвенным предлогом, например, в связи с дарением книг, пожертвованиями денежных средств. Подаренные книги были очень ценными для училища, так как в них содержались передовые идеи, которые не находили отражения в обычных библиотеках в провинции того времени. И в других населенных пунктах декабристы находили возможность обходить запреты, давая частные уроки. Так,  И.Д. Якушкину удалось на свои средства открыть в Ялуторовске школу, которая отличалась самыми передовыми методами обучения [2].

Таким образом, курганские декабристы, как и их сотоварищи, находящиеся в других губерниях, вносили свой весомый вклад в просветительскую работу в удаленных уголках Сибири. При этом налаженная переписка с друзьями в Москве и Петербурге и другими декабристами в Ялуторовске, Тобольске и в Западной Сибири позволяла им не чувствовать себя одиночками, изолированными от жизненной динамики.

В целом влияние декабристов на развитие просвещения в Кургане в первой половине XIX века оказалось значительным. Несмотря на то, что после их отъезда жизнь в городе немного стихла, однако и культура, и образование уже находились на более высоком уровне. Этому способствовало также и тот факт, что сами декабристы являлись представителями передовых взглядов и вызывали немалый интерес как у жителей, так и  у интеллигенции и местной власти [1].

Из источников узнаем, что в Восточной Сибири, в частности, в Читинском остроге, а затем в Петровском заводе декабристы организовали «Каторжную академию», для того чтобы делиться друг с другом своими знаниями. Н. А. Бестужев и Н. М. Муравьев читали лекции по истории, К. П. Торсон — по географии, Ф. В. Вольф — по естественным наукам, П. С. Бобрищев-Пушкин — по математике, А. О. Одоевский — по истории русской литературы, Д. И. Завалишин и Ф. Вадковский — по астрономии. Ссыльные занимались литературой, живописью и музыкой, изучали иностранные языки, писали книги, обсуждали философские и политические концепции. Некоторые из них оказывали медицинскую помощь населению, устраивали образцовые хозяйства, занимались огородничеством и скотоводством [3].   Служившие в правительственных учреждениях декабристы боролись с различными злоупотреблениями чиновников.

Имея всестороннее образование,  декабристы распространяли знания, прививали сибирякам стремление к учебе и интерес к чтению. Многие из декабристов становились учителями, лекарями, просветителями сибирского населения. Также они много сделали для развития сельского хозяйства, медицины, ремёсел, культуры и образования в этом удаленном от центральной части страны регионе. Познакомившись близко с народами Сибири, их нуждами и помыслами, декабристы много сделали для экономического и культурного подъема края. Показательна запись, оставленная Н. В. Басаргиным: «Жители скоро ознакомились с нами и полюбили нас… Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило» [5].

И. Каланчина.

Литература

  1. Васильева А. М. Курганское общество и декабристы // «Зыряновские чтения»: материалы III-й межрегиональной научно-практической конференции. — Курган. — 2005. С. 5-8.
  2. Записки декабриста Н.И. Лорера, 1931.
  3. Порхунов Г.А. Декабристы в Сибири: жизнь и деятельность // Омский научный вестник. — 2001. — № 1. — С. 24-27.
  4. Рощевский П. И. Декабристы в тобольском изгнании. — Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1975. — 167 с.
  5. Тетюева О.В. Влияние декабристов на развитие просвещения в Зауралье в первой половине XIX в. //Вестник  Брянского госуниверситета. — 2015. — № 3. 132-133.