Проблема экологизации туризма – это не дань моде или попытка привлечь к себе внимание, а жизненная необходимость. Подойдем с чисто практической точки зрения. Туризм является одним из основных направлений развития экономики региона, поэтому главной целью является – чтобы на протяжении многих лет получать прибыль от туризма. А это напрямую диктует нам задачу экологизации, т. е. сохранения уникальной природы.
Это предполагает целую систему мер, зачастую не всегда напрямую зависящую непосредственно от турфирм. Например, какие сегодня существуют механизмы, чтобы представители туристического бизнеса могли реально повлиять на пересмотр и даже отказ от планов строительства разрушительных проектов, таких как Алтайская ГЭС или газопровод с дорогой через Укок. При этом, к сожалению, далеко не все представители власти и туристического бизнеса на Алтае полностью отдают отчет в том, насколько подобные проекты опасны для развития и туризма, и региона в целом.
То есть речь идет о необходимости формирования экологической культуры среди самых широких слоев населения – от «диких туристов», местного населения, владельцев «зеленых домов» – до директоров фирм и туристических комплексов и чиновников. Экологическую культуру нужно воспринимать не просто как модный термин, а как глубоко «впитавшееся в кровь и плоть» понимание собственного единства с природой. Если этого в сознании не сформировано, то никакие меры не помогут. И самая красивая туристическая территория с редким целебным климатом будет буквально вытоптана в считанные годы.
Сегодня остро необходима научно обоснованная стратегия, которой бы руководствовались управленцы и все хозяйствующие субъекты. Пока же царит «дикий рынок» – частные фирмы нацелены на извлечение прибыли любой ценой, местные бюджеты получают небольшие доходы, и никто не замечает, что при этом уничтожается основа туристического бизнеса – уникальная природа.
Эту стратегию можно сформулировать – как экологизация — причем не только туристического, но и всех направлений регионального бизнеса. Приверженность экологической ориентации сегодня демонстрируют и многие туристические фирмы – от крупных операторов – до небольших агентств. «Мы за экотуризм!», «Отдых – в естественной природе» — но, как правило, на словах. Проблема заключается в том, в Алтайском крае и в Республике Алтай нет полностью разработанной модели экологического туризма; более того, нет единого мнения о содержании этого понятия. В настоящее время в регионе (особенно в Горном Алтае) идет стихийное развитие туризма, увеличивающее антропогенную нагрузку на природу. Поэтому необходимо решать проблему научно обоснованного регулирования этого процесса и его экологизации. По нашему мнению, можно выделить следующие аспекты/уровни развития экологического туризма:
— научно-прикладной аспект: мониторинг экологической ситуации по различным направлениям, научно обоснованные рекомендации по оптимизации экологической обстановки, внедрение их в ежедневную практик;
— материально-технический аспект: использование экологически ориентированных технологий в строительстве и функционировании туристических комплексов, воспроизводства природной среды и т. п.;
— нормативно-правовое регулирование на уровне региональных законодательных органов с учетом научно обоснованных рекомендаций;
— информационно-образовательный аспект: повышение экологической культуры всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе местных жителей, потребителей туристических услуг и персонала турфирм.
Но при этом нужно отметить, что интерес со стороны государственных структур и СМИ к данному направлению явно недостаточен. Как ни парадоксально, итоги экспедиции, по которой был снят фильм «Настоящее дело», проведенной Фондом «Алтай – 21 век», показали, что на Алтае идет стихийное развитие эко-технологий, весьма слабо отраженное в информационном поле региона. Столь же слаб интерес к самому экотуризму, и в целом к различным аспектам экологической тематики. Этот недостаток необходимо восполнять, возможно, путем разработки специальных учебных программ по эко-тематике не только для образовательных учреждений – от детских садов до вузов, но и для чиновников различных уровней, специалистов муниципальных образований, журналистов.
И. Каланчина