В прошлом году в интернете появился ряд заметок и статей, авторы которых активно «развенчивали» идеи и практику развития альтернативной энергетики – солнечных батарей, ветряков и других видов. Но вот заметка, представляющая совершенно иную позицию.
«Отходы от солнечной энергетики в 2050 году будут очень малы по сравнению с другими потоками отходов», — сообщает исследовательница данных Ханна Ричи, ссылаясь на комментарии, опубликованные в журнале Nature Physics.
«В период с 2016 по 2050 год объем отходов от солнечной энергетики составит от 54 до 160 миллионов тонн: менее десятой части потоков электронных отходов и по крайней мере на 99,6% меньше, чем угольной золы и бытовых отходов».
По словам Ритчи, важно распространять эти данные, учитывая растущую дезинформацию о горах выброшенных солнечных панелей, срок службы которых истек и составляет 25-30 лет. Люди должны понимать, что переход от угля к низкоуглеродной энергии приведет к сокращению объема отходов, а не к его увеличению.
Она добавляет, что «люди часто делятся фотографиями груды использованных лопастей турбин или панелей. Но они не показывают огромные кучи угольной золы, которая образуется в других местах». Необоснованные заявления о токсичности и отходах от солнечных модулей тормозят их внедрение.
Ритчи подсчитала количество отходов, которые приходятся на мегаватт-час выработки электроэнергии. Она пришла к выводу, что уголь производит в 50 раз больше отходов на мегаватт-час, чем солнечная энергия, более чем в 500 раз больше, чем ветровая, и более чем в 2700 раз больше, чем атомная.
Более того, большая часть отходов от угля — это высокотоксичная угольная зола, в то время как отходы от солнечной и ветровой энергетики состоят в основном из панелей и лопастей турбин.
Но это не значит, что проблем с отходами солнечной и ветровой энергетики не будет. По мере того как первая волна установок будет приближаться к концу срока эксплуатации, потребуется внедрение новых методов по переработке и утилизации этих материалов.
Около 85% компонентов турбин — стальные башни, медная проволока и зубчатые передачи — уже можно перерабатывать, но лопасти турбин — нет. Пока производители турбин работают над созданием лопастей, пригодных для вторичной переработки, некоторые начинающие компании находят способы их повторного использования в качестве новых продуктов.
Например, компания Canvus из Огайо использует лопасти для производства скамеек. А в Ирландии компания BladeBridge делает из старых турбин мосты, в Дании же порт Ольборга использует их в качестве навесов для велосипедов.
Источник: https://pikabu.ru/story/issledovaniya_pokazyivayut_otkhodyi_ot_solnechnoy_i_vetrovoy_yenergetiki_merknut_po_sravneniyu_s_uglem_11015921
Комментарии
На что упирали противники НВИЭ (нетрадиционные возобновляемые источники энергии)? Малая экономическая эффективность этих технологий, большие отходы при их производстве. Отсюда делался вывод о том, что надо не впадать в утопии, а вернуться к «старым добрым» видам топлива: нефти, газу, углю.
Но, как видим, считать можно по-разному – и отходы, и экономическую эффективность.
Когда мы говорим об эффективности, то обычно имеем в виду эффективность сегодняшних моделей экономики, ориентированных не на благо общества, а на прибыль и сверхприбыль основных «игроков рынка». Но ведь эта модель многократно подвергалась критике, причем давно существуют альтернативные модели, в частности, направление «зеленой экономики», где подчеркивается, что при расчетах не включается стоимость потерь, связанных со сверхэксплуатацией природы – вырубкой лесов, загрязнением вод и пр.
Как уже было сказано, «деньги нельзя есть» и сегодняшняя сверхприбыль транснациональных корпораций – оборачивается истощением ресурсов планеты, ростом заболеваний.
Но более того – ведь технологии все время совершенствуются. И если вкладывать достаточно в их развитие, то наверняка через достаточно короткое время они будут рентабельны даже с позиций сегодняшней экономики, о чем и говорится в заметке. Думается, все дело просто в том, что их развитие невыгодно тем самым транснациональным корпорациям, которые, судя по всему и инициируется упомянутые «развенчивающие» заметки и статьи.