А кому нужны ваши soft skills? Непопулярное мнение о «гибких навыках»

Блогер «Мела», Татьяна, высказывает совершенно верные мысли о засилье в школах (и, добавим, вузах тоже) soft skills. Это «умения, которые напрямую не связаны с профессиональными компетенциями». То есть «презентовать себя», работать в команде, руководить людьми и пр. Инициаторы настаивают, что «надо учить детей быть коммуникативными, креативными, организованными»! Что за этим стоит? Публикуем с сокращениями заметку блогера Татьяны с нашими комментариями.

С этим понятием связаны так называемые «коммуникативные навыки». С одной стороны, взаимодействовать с людьми нужно уметь любому. Но проблема в том, что, как часто бывает, сегодняшний перекос в образовании в эту сторону приносит больше вреда, чем пользы. На практике эта установка выливается в бесконечное требование от учащихся всевозможных проектов и презентаций. Цитируем Татьяну.

«Чем больше я наблюдала за этим с позиции стороннего наблюдателя и педагога… тем больше убеждалась в том, что в текущем виде это поворот не туда.

Я преподавала в той сфере, где без публики не обойтись — в музыкальной. Музыка – это отработка навыков самопрезентации до автоматизма с детства, а преподавание – по сути та же самопрезентация, но уже с целью донести до учеников то, чему хочешь научить.

Когда мы говорим о презентации как таковой, всегда есть три основных вопроса, на которые необходимо ответить:

  • Что?
  • Кому?
  • Зачем?

В случае с музыкой (и с искусством в принципе), спортом, рукоделием, да и любой деятельностью, которая сама по себе невозможна без демонстрации достижений, все проще: дети сюда приходят уже с желанием презентовать себя. Да-да, даже если очень сильно боятся и стесняются, если думают, что ничего не умеют — они идут учиться, чтобы в будущем показать себя и свои достижения другим. Не обязательно на сцене или на стадионе. Даже те, кто говорит: «Я для себя, мне просто нравится», тоже на самом деле хотят публичности! Только другой, «тихой», в которой впоследствии себя и находят.

А теперь вспомним один из моих вопросов: это точно нужно всем без исключения?

У согнанных в один класс детей общим является только возраст… И когда детям дают задание что-то подготовить и презентовать, еще и коллективно, то у них есть ответы на вопрос «кому» и «что» презентовать, но не у всех есть ответ на вопрос «зачем»?

В жизни при наличии товара или услуги, какой-то материальной или нематериальной ценности («что») – всегда найдется тот, «кому» это нужно. Но если нет понимания, «зачем» — то «что» просто не будет создано, или же будет создано, но некачественно.

Я не только считаю бесполезным развитие навыков, которые в зачаточном состоянии есть не у всех и нужны не всем, я считаю, что это вредит.

Хвост уже давно виляет собакой, люди презентуют каждый свой незначительный чих, как будто слетали в космос, а не совершают что-то значимое, чтобы потом рассказать о своих достижениях. То есть «что» создано, но некачественно… Рынок труда превратился в конкурс красивых оберток. Люди озабочены тем, как казаться, а не быть. Честное резюме полетит в корзину, рассматривать будут «красивое».

…Вот пример: мой муж недавно сам собеседовал себе замену. Он не мог найти разработчика 3 месяца! Резюме кандидатов… либо не соответствовали тому, что он изложил в требованиях, либо оказывались «пустышками». Муж в итоге нашел специалиста, который, что называется, «просто молча работает работу». Его не интересовало, как он себя презентовал, какие у него хобби и кем он себя видит в команде через N лет… И чем больше будет людей, которые будут отказываться играть в эту игру со словами вместо дела — тем меньше будет пустышек в красивых обертках.

…Школа должна способствовать прогрессу, а не деградации. Ни одно гениальное изобретение не нуждается в красивом фантике, достаточно просто «вот, смотрите, это работает так».

Посмотрите на школьников внимательно. Все, кто хотел себя презентовать, уже это делают тем или иным способом. Все, для кого важна коммуникация, уже заняли свои ниши старост, капитанов команд и председателей школьных советов.

Отстаньте от остальных. Пусть это функционирует так, как должно в реальной жизни: один человек собирает информацию, второй оформляет, третий презентует, при этом ни с одного из них вы не должны спрашивать работу другого. Каждый на своем месте».

Источник: https://mel.fm/blog/tatyana-sova/47520-a-komu-nuzhny-vashi-soft-skills-nepopulyarnoye-mneniye-o-gibkikh-navykakh

Наши комментарии

Вначале добавим несколько о ситуации в вузах (так как работаем в этой сфере). Уже много лет от педагогов требуется разрабатывать методы оценки знаний студента – по так называемым «компетенциям», то есть «умениям и навыкам». Тут плохо уже то, что формулировки этих компетенций (которые разрабатывают очень странные «эксперты») сами по себе часто сомнительны – и, главное, мало отношения имеют к предмету, который ведет педагог.

Но это отдельная тема.

Сейчас же мы говорим о «коммуникативных компетенциях». Они еще более странны. Например, требование оценить, насколько студент умеет работать в команде? Умеет ли он организовать коллектив, то есть имеются ли у него руководящие навыки? И для проверки этих компетенций требуется разработать соответствующие задания!

Думается, у любого здравомыслящего читателя сразу возникнут вопросы. Во-первых, как вообще можно оценить эти навыки в рамках вуза, а не работы?

Для оценки умения работать в команде – надо, чтобы в программе были соответствующие занятия. Где педагог может регулярно наблюдать эту работу в команде. Но даже в специальностях, где это практикуется (например, в подготовке журналистов) – педагоги организуют время от времени коллективные проекты, но их мало. Да и не может быть много. Иначе – а когда преподавать учебные предметы? Ну, а что такое коллективная «проектная» работа, например, для студентов-математиков – вообще сложно понять. То есть, безусловно, у специалистов и в этой сфере есть коллективные проекты. Но, конечно, не у студентов, которые только учат (!) предмет, причем, сложнейший.

Во-вторых, требование проверять «умение руководить» – вообще абсурдно, хотя бы потому, что это совершенно не нужно. Большинство людей в жизни являются не руководителями, а исполнителями, и это совершенно нормально. И требование, чтобы все умели быть руководителями, показывает налицо элементарное незнание психологии людей. Ведь точно так же, как не всех можно обучить высшей математике, так же невозможно просто «научить руководить». Это на самом деле врожденные способности. Они, конечно, нуждается в развитии, в обучении, – но для этого достаточно специальных курсов. Причем, впоследствии, когда у выпускника, после достаточного времени работы по специальности, складывается соответствующая карьерная ситуация и, главное, повторим – если у него обнаруживаются эти способности.

А если несколько углубиться в тему, то из всего сказанного напрашивается очевидный вывод. Все эти перекосы в образовании напрямую связаны с психологическими и социальными установками, которые нам внедряют уже давно.

Это, прежде всего, неявная установка на то, что быть руководителем – более «престижно», чем исполнителем. Хотя что такое руководитель без специалистов-исполнителей? Пустое место. Но в итоге этой установки мы видим горе-руководителей, которые решили, что это престижнее и поэтому всеми силами «пробились наверх». И упорно «руководят», несмотря на постоянные проблемы с кадрами, с планированием деятельности, а часто с развалом всей работы.

Во-вторых, это установка не только на успех, но попросту – на публичность, на популярность, внимание других (в идеале – целых толп). Блогер Татьяна пишет, что сегодня «люди презентуют каждый свой незначительный чих, как будто слетали в космос». Так ведь презентуют не только какие-то дела, пусть даже микроскопические. Это отчасти еще можно понять. А вот зачем бесконечные селфи, выкладывание в интернет каждой детали своей жизни, и не только друзьям, а массовой аудитории? Например, видео, запечатлевающие каждое телодвижение ребенка. Что за потребность без конца привлекать к себе внимание?

За этим чаще всего стоит отсутствие своего внутреннего мира.  Неосознанная неуверенность. Поверхностные отношения. Такой человек ощущает, что он реально живет – только тогда, когда без конца подпитывается чьим-то вниманием. Не только самому с собой ему тяжело и пусто, но даже с близкими людьми ему «чего-то не хватает».

Ну, не будем глубоко вдаваться в психологию – мы и так уже отошли от темы. Но на самом деле это действительно многоуровневая проблема, которая проявляется далеко не только в образовании. И которая остро нуждается хотя бы в осознании. Если мы не можем переломить эту ситуацию в обществе в целом, то, по крайней мере, можем не дать манипулировать собой и своими близкими.  И жить своей жизнью, радоваться реальным достижениям, делиться с близкими, – а не «презентовать каждый чих» всему миру и нервно подсчитывать «лайки».