Как повысить экологическую культуру молодежи?

Об экологических проблемах сегодня говорят много. И, по сути, любой разговор сводится к «извечному» – «Что делать?» Ответы, конечно, тоже есть, ведь разработана масса технологий, есть примеры удачных организационных решений, инициатив общественности, схем финансирования. Почему же «воз» экологических проблем «и поныне там»? Ответ прост – экологические проблемы для большинства населения не стали насущными, так как уровень экологического сознания до сих пор крайне низок. И развивать его надо, начиная с детей и молодежи.

Говоря о работе с молодежью, акцент нужно сделать, прежде всего, на новых нормах поведения – и в быту, во время отдыха на природе, и в профессиональной деятельности. Эти задачи, помимо практической части, содержит и, так сказать, теоретическую составляющую, то есть проблему формирования экологического мировоззрения и экологической этики.

И здесь есть ряд факторов, которые необходимо учесть.

Во-первых, в течение нескольких десятилетий идёт активное навязывание потребительских норм поведения, так как одна из основных задач рыночной экономики – сформировать бездумного потребителя услуг и покупателя товаров. Противостоять этой мировоззренческой установке только силами семьи, образовательных учреждений практически невозможно. Вся атмосфера общества пропитана призывами: полюби себя, купи и стань счастливым! На этой основе и формируются антиэкологические поведенческие стереотипы. Чрезмерное стремление к комфорту, к неограниченным материальным благам  несовместимо с установками на  природобсережение и экономию природных ресурсов. По сути, современная цивилизация истребляет запасы будущих поколений. И изменить такое такую антиприродную систему ценностей  достаточно трудно, потому что любое ограничение в потреблении человек воспринимает как трагедию и жизненную неудачу.

Во-вторых, дело в том, что богатейший опыт, накопленный в традиционных культурах, мало приемлем. Например, у коренных народов Алтая  был опыт взаимодействия с природой и, соответственно, вся культура была насквозь проникнута природоцентричными установками. И эти этноэкологические традиции веками обеспечивали как выживание народов, так и сохранение природной среды их обитания. Но в условиях рыночной экономики и засилья технократии они не востребованы. Русское население Алтая – переселенцы с центральной России – также во многом утеряли свой опыт экологического хозяйствования, да и условия ведения сельского хозяйства сегодня иные.

 

В-третьих, природоцентричная культура должна опираться на  достижения современной науки, но образование у нас сегодня сокращено до минимума, а экологическое вообще отсутствует. Здесь погоду не сделает отдельный предмет, необходима экологизация содержания всех школьных дисциплин, в том числе и гуманитарных. В Алтайском крае есть такой уникальный опыт: много лет назад разработана и опробована  специальная программа непрерывного экологического образования, начиная с детского сада и заканчивая вузом.  Но сегодня лишь только некоторые наработки этой программы реализуются силами энтузиастов. Механическая сумма знаний, полученных в рамках образовательных программ по экологии, не всегда мотивирует на экологическое поведение. Конечно же, многое зависит от таланта преподавателя, готовности школьников и студентов воспринять эту проблему как личностную задачу. Но главная проблема заключается в том, что получаемые знания должны перерасти в переживания. Сердце человека должно откликнуться на экологический императив. На основе  синтеза рационального понимания и эмоционально-нравственных переживаний и возникает подлинная экологическая культура.

В-четвертых, важный фактор – организация воспитательной экологической работы. В советский период успешная работа по нравственному воспитанию строилась все-таки на политизированной основе (лучших идеях пионерии и комсомола). Сегодня же пришло время «экологизировать» досуг и воспитание через повсеместное создание детских, молодежных экологических центров, объединений и клубов – и в первую очередь – практической направленности.

Пока же государственной целенаправленной политики в этой сфере нет. Но радует тот факт, что в стране начали формироваться общественные инициативные группы, нацеленные в той или иной форме отстаивать здоровую природную, сельскую и городскую среду.

Т. Артамонова