Быть иль не быть? — О пробуждении народного самосознания

Доброй традицией российской элиты (в подлинном смысле этого слова) всегда было видеть свою миссию в несении знаний и пробуждении народного самосознания. Художники, писатели, поэты, музыканты, ученые, педагоги понимали, что несовершенства социального устройства, пороки оторвавшейся от ценностных основ цивилизации — можно преодолеть только путем просвещения — духовного, нравственного и интеллектуального — как можно более широких слоев общества.

Сегодня вопрос сублимации потенциала человечества стоит как никогда остро. Отрадно, что и в  XXI веке не оскудело наше отечество талантами и преемниками великого служения «передвижников» и «могучей кучки»,  А. Пушкина и Ф. Достоевского, Л. Толстого и многих других тружеников на ниве преображения и просвещения народных масс.

Так, 18 мая 2017 года в медиа-центре Regnum в центре Москвы  состоялась первая пресс-конференция Русского Художественного Союза. 

Союз манифестировал свои задачи и цель: формирование национальной идентичности средствами искусства, создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил, преодоление разобщенности художников, создание новой «архитектуры культуры», предоставление творческой площадки «для развития архитектурных музеев, как ресурсообменников, генераторов новых идей»; сохранение русской православной традиции; возврат к своему культурному коду в моде и дизайне; разрушение либеральной монополии на «актуальность» искусства.

Открывая встречу, Эдуард Бояков высказал надежду, что в Русский художественный союз «войдет прогрессивная художественная общественность, художники разных языков, разных художественных, творческих профессий. Нас всех объединяет многое. И прежде всего, РХС – это союз свободных художников, свободных, неангажированных людей. мы не выполняем чьей-то воли, чьего-то заказа, кроме той воли и того заказа, который мы чувствуем внутри и связан с нашим и творческим и нравственным императивом».

Каждый выступающий говорил о своем секторе работы в РХС. В целом создание РХС мыслится как конструктивное объединение усилий творческих русских людей, противопоставленное разрушительным тенденциям нашего времени.

Алексей Гинтовт, художник: «Занимаясь пластическими искусствами, я волей-неволей пребываю в состоянии войны с «актуальным» искусством, с «современным» искусством не по своей воле, а по обстоятельствам. Ибо столица этого проекта, бушующего несколько десятилетий на наших территориях, находится по ту сторону океана. Есть смысл на территории Русского художественного союза осмыслить осознанную альтернативу: что такое пластические образы нашего большого пространства, каковы его неотменимые основные свойства и здесь представляется осмысление гигантской континентальной альтернативы. Я исхожу из того, что Россия – не Запад, не Восток, а совершенно самодостаточная цивилизация, которая наследует не только Византии, давшей нам веру, но и империи Чингисхана, давшей нам военно-политическую культуру. Сто лет назад русские художники объединились в Союз, и, будучи соавторами «Серебряного века», они взывали к национальной идентичности, к приоритетам русского искусства. Такой Союз имел два направления. «Западничество» представляли петербуржцы в лице Бенуа—Бакста—Добужинского, «почвенничество» — москвичи Рерих—Васнецовы—Врубель. Мистическим образом мы, если и не возвращаемся сегодня к тем же основаниям Союза Русских Художников, но, ощущая внутреннюю глубинную связь с ними, тоже взываем к приоритетам Русского искусства в России».

Алексей Комов, архитектор, педагог, дизайнер, член правления Союза архитекторов России, говорил об архитектуре как русской среде, которая нас окружает и объединяет разнообразие секций Союза: «…архитектура – это не просто кубышки с окнами и дверями. Это русская среда, которая нас окружает, русский ландшафт, русская культура. Вообще – архитектура культуры. Конструкция, своего рода канон, правило, регламенты. Причем, эти каноны – не ограничения. Это те маркеры, фарватеры, коридоры возможностей, которые заставляют эту энергию объединиться и направить ее для того подъема, который нам нужен. Надо четко понимать: после нас уже никого нет. Если мы сейчас не сделаем этот рывок, то, в принципе, можно констатировать вымирание… Я, например, активно занимаюсь Крымом и Севастополем. Это создание сети архитектурных музеев, в первую очередь, музея им. Академика Полякова в Севастополе, организация архитектурного отделения в Севастополе на базе Севастопольского государственного университета».

Андрей Новиков, писатель, публицист, художник, культуролог: «Историко-культурное наследие – основа русской идентичности…  Нужно усиливать работу по сохранению наследия, используя современные технологии, современные проекты, интересно подавать новую жизнь старых зданий. Я активно приглашаю в наш союз реставраторов, волонтеров, музееведов, краеведов, экскурсоводов, всех тех, кто своими одиночными часто силами пытаются спасти то, что осталось. Объединяясь, мы сможем сделать гораздо больше. Мы сохраняем наследие, а наследие сохраняет нас».

Михаил Тюренков, публицист, шеф-редактор телеканала «Царьград»: «Мы – консерваторы, русские православные люди. Наша идеология – русский православный консерватизм. А если точнее – традиционализм. Вот чем отличается традиционалист от того, кого принято называть либералом? Тем, что для него имеет огромное значение опора на предков. Мы пытаемся смотреть в будущее, но в том числе и глазами наших предков. Для православного человека очевидно: предки есть, предки существуют и не просто в нашей памяти, и они живы, смерти нет. К сожалению, последние столетия нас пытались втолкнуть в лоно секулярной парадигмы. То есть все деятели культуры, которые старались выступить с почвеннических традиций, те же писатели-деревенщики ХХ века, получались как некие цветы на асфальте. Асфальт – это некая агрессивная среда… Все помнят фильм «Назад в будущее». Мне кажется, это неплохой слоган. А еще лучше – реставрация русского будущего. Это, пожалуй, главный слоган Русского художественного союза как точки сборки всех патриотически мыслящих, традиционалистски мыслящих людей. Нам не только для того, чтобы стоять, нужно держаться корней, но нужно держаться корней, для того чтобы идти вперед».

Захар Прилепин, писатель, публицист: «Я коротко скажу. Казалось бы, о личном, хотя совсем не о личном. В свое время одна замечательная писательница, которая сейчас проживает в Италии, назвала мои взгляды антиинтеллигентскими. И до того, пока я не переехал жить в Донецк, перемещаясь по России достаточно активно, посещая по 100 городов в течение года, от Калининграда до Владивостока, я общался с творческой публикой. Я понимал, что мои представления об интеллигенции и интеллигентности полностью совпадают с их представлениями. Здесь пришла мне в голову мысль, что понятие интеллигенции было в конце 80-х – 90-е годы приватизировано огромным количеством творческой публики. Я не собираюсь отнять у них право называть себя интеллигенцией, но я считаю, что процесс некоей деприватизации понятия интеллигенции, безусловно, должен произойти. В этом заинтересовано колоссальное количество людей по всей России. Потому что так быть не должно. Потому что это соответствует тем самым принципам свободы и демократии в России, которые люди, называющие себя сегодня интеллигенцией, их исповедуют. И если они хотят исповедовать свободу и демократию, то давайте мы расширим наши культурные ландшафты, культурное пространство, будем иметь право голоса, и никто нам не будет ставить на лоб клеймо, что мы ведем себя антиинтеллигентным образом. Вот, собственно, это одна из целей, которая лично меня привела в Союз и побудила меня собрать вокруг нас тех людей, которые нам близки и дороги».

 

Организаторами Российского Художественного Союза была озвучена Декларация базовых принципов РХС:

«1) Русский Художественный Союз – организация светская, но каждый его член, как в реализации личных проектов, так и в совместных проектах РХС должен осознавать христианские основы русской культуры.

2) РХС не выражает требований следовать принципам соцреализма, нацсоцреализма или любого иного реализма (или другого метода)…

3) РХС ставит одной из своих задач возрождение русской исторической памяти, изучение и популяризацию Русской Традиции, историко-культурного наследия поколений наших предков.

4) Традиционализм является главным логическим основанием Русского Художественного Союза…».

http://www.rh-soyuz.ru/