Найдена связь между властью и повреждениями в мозге

Возможно, найдена разгадка тайны римского императора Диоклетиана, который отрёкся от власти и удалился на родину в Салоны, как гласит легенда, «выращивать капусту». Человек,  в течение двадцати лет  пытавшийся воплотить образец  благородного правителя и называвшийся современниками величайшим отцом всех народов, в самом расцвете сил неожиданно для своего окружения удалился от государственных дел. 

Как обнаружили американские ученые из Калифорнийского университета, люди, находящиеся длительное время на лидерских позициях и облеченные властью, начинают вести себя аналогично индивидуумам с повреждёнными участками мозга. (Источник: http://info.sibnet.ru/article/521193/)

Исследователи назвали это «парадоксом власти» — люди, у которых есть власть над другими, ведут себя, как будто у них были травматические повреждения мозга. В частности, такие личности лишены некоторых базовых чувств.

Например, они ведут себя более импульсивно, недооценивают возможный риск и с трудом могут смотреть на ситуацию с точки зрения других людей. Кроме этого, у влиятельных людей наблюдается дефицит эмпатии.

Открытие ученых  представляет не только научный, но и житейский интерес. Нам бы хотелось поделиться результатами дискуссии, которая состоялась по этому поводу между сотрудниками  Фонда-«Алтай-21век»:

Т.А.: Действительно, теперь понятно, почему власть это испытание. При неправильном настрое властолюбие травмирует мозг, да и сердце, так как снижается эмпатия.

О.Е.: Но здесь встает вопрос, как соотносятся эмпатия и ответственность. Можно привести пример с генералом, который накануне сражения попадает в ситуацию, когда он не спасает рядового солдата ценой своего здоровья и/или жизни. Как в таких случаях сочетается эмпатия и ответственность? Или генерал отправляет роту или взвод на верную гибель, но это позволяет выиграть сражение на другом фланге? Получается, генерал тоже лишается базовых чувств?

И.К.: Думается, что все же эмпатия — не совсем удачно подобранный термин. Видимо, правильнее сказать, что человек, теряет чувство единства с миром и людьми. Он как бы капсулируется в коконе своей личности — из-за чего начинают более интенсивно работать описанные еще Ф. Бэконом идолы разума (призраки пещеры и пр. ), искажающие восприятие реальности. Человек мнит, что он особенный, избранный и «право имеет», из-за чего рвется сердечная связь с людьми и миром. А восприятие этого единства, если можно так выразиться, онтологически правильно — или природосообразно — ведь каждый из нас — это частичка Единого Бытия.

Условная ситуация с военачальником — очень похожа на примеры, которые приводил Сократ в своих диалогах, чтобы показать нелинейность нравственного выбора.  Генерал, испытывая  глубокое сострадание  к солдату и  думая об общем благе как нравственной результирующей,  выбирает действие, которое спасет большее количество людей. Но здесь не нужно совершать подмену, как это нередко случается, и привязывать такое поведение к ложной доктрине — что для достижения цели все средства хороши. Здесь включается совершенно другая мотивация.

Т.П.: Да и под самим  определением «облеченные властью», видимо, можно понимать не только властителей, императоров, военачальников, государственных деятелей и политиков, но и  чиновников, врачей, — по сути, любого, кто теряет ощущение единства с другими людьми. Это хорошо иллюстрирует известный синдром «вахтера». Конечно же дело не в должности или профессии, а в самом человеке и его отношении к самому себе и людям.

Многим известны ситуации, когда учитель из предвзятого отношения к ученику или родителю может буквально «закнокать» свою жертву. Или тот же типаж родителя-деспота, ведь он облечен в каком-то смысле неограниченной властью по отношению к ребенку.

И.Ф.: К сожалению, современная жизнь насыщена ситуациями, в которых человек упивается своим положением, когда кто-то от него, пусть в мелочах, но зависит. Достоевский в романе «Идиот», создавая психологический портрет мелкого чиновника, мнящего себя вершителем судеб, красноречиво назвал  подобное состояние «административным восторгом».

В связи с этим вполне понятно отсутствие стремления у отдельных людей восходить по карьерной лестнице. И здесь встает уже другая проблема: как отличить в себе элементарную лень и социальное равнодушие от «здорового» уклонения от статуса, обличенного властью. Но это уже тема для следующей дискуссии…

Подготовила И. Каланчина.