Буддистские монастыри Монголии под защитой барнаульских ученых

Буддистские монастыри Монголии вошли в проект сохранения культурного наследия, разработанного исследователями Алтайского государственного педагогического университета. Руководит проектом доктор исторических наук, профессор АлтГПУ Ольга Труевцева — в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда.

На вопрос, почему из всех объектов культурного наследия Монголии выбор пал именно на монастыри, Ольга Николаевна отвечает: «Потому что монастыри — это монгольское все. Есть данные, что к середине 30-х годов прошлого века в Монголии насчитывалось 843 главных буддистских монастыря, около 3000 храмов и часовен и 6000 других строений, принадлежащих монастырям. При этом численность населения страны не достигала 700 тысяч. Почти половина взрослых мужчин (48%) были монахами».

В прошлом веке Монголия, находившаяся в социалистическом союзе получала поддержку от СССР — во сферах жизни: культуре, энергетике, образовании, экономике. Но монастыри в это время оказались в запустении, многие оказались разрушены. Возрождение буддизма, как рассказывает Ольга Труевцева, началось во второй половине 1980-х годов и продолжается по сей день. Восстановлено более 200 монастырских комплексов, появился даже первый женский монастырь.

В фокусе внимания историков АлтГПУ находится проблема сохранения монастырей как объектов культурного наследия и входит в сферу научных интересов деятельности кафедры историко-культурного наследия и туризма — по выявлению, сохранению и использованию объектов культурного наследия Большого Алтая. Результатом работы стала «Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края, находящихся под угрозой исчезновения», размещенная на сайтах библиотеки АлтГПУ и краевой библиотеки им. В. Шишкова.

«Наша методика ориентируется на изучение опыта человеческой деятельности по сохранению наследия, — отмечает профессор АлтГПУ. — Этот опыт многообразен, богат национальными, региональными особенностями. Один человек на развалинах памятника оставит надпись, что он был здесь, другой пройдёт спокойно мимо. Третий соберёт и унесёт мусор, оставленный первыми двумя. Можно продолжить: один правитель разрушит достояние культуры, другой сделает вид, что проблемы не существует, третий начнёт шаг за шагом «собирать камни», выявлять, учитывать, охранять, реставрировать, популяризировать, использовать для воспитания, просвещения, познавательного туризма. Может быть, говорящих руин и не бывает, но бывает, что один их вид «говорит» — да так красноречиво! — об отношении людей к своему национальному достоянию, об их исторической памяти».

Сотрудничество с монгольскими коллегами состоялось в рамках работы Международного комитета по музеологии. От него в 2011 году «отпочковался» Комитет музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона, который сегодня возглавляет Ольга Труевцева. Помощь в реализации проекта педуниверситету оказывает Институт истории Сибирского отделения академии наук, а также университет Маргат (Монголия).

Подготовила И. Каланчина.

Материалы о сотрудничестве российских и монгольских ученых смотрите также в статье «Россия и Монголия: образовательные инициативы«