Генетики сообщают, что  80% россиян могут легко отказаться от курения

Ученые из медико-генетического центра Genotek изучили ДНК более 2,5 тысячи россиян и пришли к выводу, что примерно 82% жителей страны — носители мутаций, позволяющих легко бросить курить, сообщает пресс-служба компании.

«Гены никак не влияют на желание людей взять сигарету в первый раз. Но при условии, что человек уже начал курить и имеет определенный генотип, отказ от курения без помощи специалистов будет очень трудным. Люди с «неблагоприятным» вариантом гена DBH испытывают гораздо больше трудностей, решив отказаться от табакокурения. Зная свой генотип, человек может понять, что именно мешает ему бросить эту привычку: гены или психо-эмоциональная зависимость»,— объясняет врач-терапевт из Genotek Марина Степковская.

Россия и почти все остальные страны мира, помимо США и девяти других государств, являются участниками Рамочной конвенции по контролю за распространением табака (FCTC), разработанной ВОЗ в 2005 году. Благодаря принятию в 2013 году антитабачных мер, заложенных в FCTC, численность курильщиков в России в последние три года падает.

Тем не менее, доля курящих людей в стране по-прежнему остается очень высокой по сравнению со странами Европы — примерно треть россиян, 31% от общей численности населения, эпизодически или постоянно курит. В странах западной Европы курит примерно 15-20% населения, а в странах Азии – около10% их жителей.

Директор  компании Genotek Валерий Ильинский рассказывает, что за последние годы ученые открыли несколько генов, в структуре которых имеются вариации, влияющие на то, насколько человеку легко или тяжело отказаться от сигарет.

Используя данные, собранные Genotek за последние годы, биологи решили проверить, как часто «плохие» вариации этих генов встречаются в России. Оказалось, что ситуация в этом плане в России не так плоха, как можно подумать – лишь 15% россиян, чью ДНК изучили специалисты Genotek, имели «плохие» вариации в устройстве генов CHRNB3 и CTNNA3, кодирующих никотиновые рецепторы в мозге.

Кроме того, примерно 81% жителей страны являются носителями «хорошей» версии гена DBH, помогающей им быстро бросить курить, и только 0,7% клиентов компании были носителями двух «плохих» вариаций этого участка ДНК, связанных с большими сложностями при отказе от вредной привычки.

«Обладая информацией о причинах своей зависимости, можно делать осознанный выбор и первые шаги на пути к цели. Результаты ДНК-теста включают в себя также персонализированные данные о последствиях табакокурения для здоровья, и чем раньше вы о них узнаете и увидите возможные сценарии развития своей жизни, тем проще будет принять решение – курить или не курить»,— заключает Ильинский.

Источник: https://ria.ru/science/20170712/1498311331.html