Туризм с заботой о природе?

Министерство природных ресурсов начало реализацию приоритетного проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть». В рамках программы количество особо охраняемых территорий с инфраструктурой для экологического туризма будет увеличено в три раза. Сопредседатель Экологической палаты России Владимир Коптев-Дворников дал интервью о том, как, по его мнению,  совместить развитие туристской инфраструктуры с заботой о природе. 

Но тут не все просто. В частности, он подчеркнул, что на сегодняшний день многие природные территории в нашей стране живут по принципу – «посторонним вход воспрещен». Но «… в 21 веке наступила эпоха нового подхода к развитию заповедников и национальных парков, которая должна сделать их более открытыми для конкретного человека. Приходя в особо охраняемые территории, турист должен чувствовать себя желанным гостем, при этом, оставаться законопослушным гражданином. Оградить все заборами нельзя и невозможно. Человек и природа должны встречаться. Пусть же эта встреча будет подконтрольной, в рамках законодательства, в рамках диалога, а не конфронтации»,  — сказал Владимир Евгеньевич. В качестве примера того, что развитие туризма возможно без катастрофических последствий для экологии, было сказано о системе маршрутов вокруг озера Байкал. Большая Байкальская тропа является популярным маршрутом среди тех, кто любит экстремальный и активный отдых, а также отдых «дикарями». И, несмотря на большую посещаемость,  на всем пути очень чисто, хотя не видно урн. Чувствуется, что за природой здесь заботливо следят. И этот пример не единичен.

«Однако и здесь требуется  инфраструктура, где есть возможность  отдохнуть  — продолжил Коптев-Дворников. —  Стоит отметить, что уже существует целая отрасль экологичного строительства, которая специально разработана для заповедников, национальных парков и особо охраняемых территорий, Такие объекты наносят минимальный вред и вмешательство в окружающую среду. Экологичное строительство подразумевает использование натуральных материалов, отсутствие централизованных сетей, нарушающих целостность природных массивов, отсутствие фундаментов под строениями, асфальта. Такие элементарные вещи позволяют делать все объекты недорогими, они не противоречат окружающей среде. Если мы возьмем развитые страны, где экологическое законодательство давно поддерживает взаимодействие человека и природы, например, Канаду, Швейцарию, США, в них посещение людьми национальных парков приносит огромные  доходы, которые идут на сохранение природы. Если не развивать экологический туризм, то ни у одного гражданского общества, ни у одного государства не хватит средств на то, чтобы сохранить и защитить природные богатства. К тому же люди, которые регулярно общаются с природой, уже не будут сознательно  причинять ей вред. То есть «зеленый» туризм позитивно влияет на систему ценностей».  

Но здесь надо сделать одно важное уточнение. В тех местах, где разрешено посещение национальных парков  — не только в упомянутых, но и, например, в Китае, в знаменитом парке Канас, — туристы соблюдают прямо-таки жесточайший режим посещения. Попросту говоря, им можно только идти по разрешенным тропам и смотреть вокруг.

То есть по сути прямого «общения» с природой нет – такого, к какому мы привыкли: посидеть на травке, побродить по полянам, да еще и костерчик разжечь.  Только иди и смотри по сторонам. Лишь при этом природа  действительно не нарушается.  Подразумевает ли наше министерство такие же ограничения?

Подробнее на: https://www.nsk.kp.ru/daily/26740.4/3767790/