В России может появиться специализированное подразделение МВД по охране животных, аналогичное государственным службам, которые давно и эффективно функционируют в других странах. В Министерстве внутренних дел предлагается создать специализированное подразделение по решению вопросов, связанных с содержанием, использованием и охраной животных. Какие же перспективы у данного предложения и как на него отреагировали чиновники и правозащитники?
Вот что об этом говорит автор инициативы — депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров: «У нас в стране организаций, отвечающих за решение проблем в этой сфере, нет, что приводит к печальным последствиям. Этим обусловлено появление так называемых догхантеров, которые пытаются решить проблемы, в частности с бездомными собаками, своими «методами». Это ярко показывает, что когда государственный институт не функционирует, то в обществе совершаются попытки его подмены».
Он пояснил, что зоополиция будет заниматься делами, связанными с жестоким обращением с животными, эпизодами нападений на граждан бездомных и домашних собак, а также случаями, когда люди оставляют животных на произвол судьбы.
Владислав Гриб, член общественного совета МВД напомнил, что сейчас проблемой бездомных животных занимаются управляющие компании ЖКХ, но специализированный отдел поможет сделать работу более эффективной. Он говорит: «Конечно, эти полицейские должны иметь дополнительное образование — кинологическое. В этом деле есть определённая специфика и поэтому нужна специальная подготовка».
Президент Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская также поддержала инициативу создания зоополиции. По её мнению, для эффективного функционирования такой службы необходимо, чтобы в её обязанности входило изъятие беспризорных животных с улиц и распределение их в государственные приюты, число которых, в свою очередь, следует значительно увеличить.
«Это практика развитых стран. Именно полиция занимается контролем за всем, что происходит с животными: отлов, поиск потерявшихся животных и их размещение. Также нужны приюты, которые всегда готовы их принимать», — отмечает Ильинская. По её словам, сейчас большинство государственных приютов переполнены и отказываются брать бездомных собак и кошек.
Два года назад Общественная палата уже предлагала создать зоополицию в Москве, но тогда инициативу реализовать не удалось, в том числе из-за отсутствия законодательной базы.
Вопрос о необходимости принятия специализированного закона о защите животных на фоне ряда резонансных историй, связанных с живодёрством, широко обсуждается последние несколько лет. В Госдуму неоднократно вносились различные законопроекты. Большинство из них впоследствии отклонялись, другие увязали в череде доработок и длительных рассмотрений.
Дело сдвинулось с мёртвой точки после того, как в ноябре 2016 года Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Кремле заявил о необходимости ускорить работу над законом, регламентирующим отношение к животным.
Сейчас в Госдуме ко второму чтению готов отдельный проект закона «Об ответственном обращении с животными», где прописаны пункты, касающиеся регистрация животных, их чипирования, а также нормы, регулирующие работу контактных зоопарков, передвижных цирков и дельфинариев. Документ должен быть принят в следующем году.
К тому же 13 декабря в окончательном чтении нижняя палата парламента одобрила новую редакцию статьи 245 Уголовного кодекса России («Жестокое обращение с животными»). 20 декабря документ был подписан президентом страны. Теперь, согласно закону, за убийство нескольких животных и публичную трансляцию живодёрства в интернете, обвиняемые могут получить до пяти лет лишения свободы. Ужесточается наказание за истязание животных в присутствии детей, а также за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биоресурсов.
А вот, по мнению председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, благодаря обновлению статьи была создана нормативная база для эффективного расследования полицией преступлений, совершённых в отношении животных, поэтому нет необходимости создавать специализированное подразделение.
«Мы внесли изменения в статью 245 для того, чтобы наша «обычная» полиция смогла эффективнее реагировать на факты живодёрства. Раньше нужно было доказывать, что живодёрство было совершено из корыстных мотивов или из хулиганских, что практически невозможно. В итоге всего два человека в год приговаривались к реальным срокам лишения свободы за живодёрство, хотя на самом деле совершаются тысячи таких преступлений. Теперь достаточно факта причинения страдания животному. К тому же мы переквалифицировали эти преступления в среднюю степень тяжести, и ими будут заниматься не дознаватели, а следователи», — рассказал Бурматов.
Подробнее на: http://ecoportal.su/news.php?id=95951