Сможет ли человек договориться с технической реальностью

Создание  руками и умом человека техносферы, предназначенной удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, далеко не оправдала надежды людей. Проблема эта отнюдь не надумана и представляет не только чисто философский интерес. 

Во-первых, нерациональная хозяйственная деятельность, многократно усиленная достижениями научно-технического прогресса, привела к повреждению и истощению природных ресурсов, изменению восстановительных процессов биосферы, искажению сформированного на протяжении многих миллионов лет природного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, нарушению динамического равновесия глобальной земной социоэкосистемы. И во-вторых, сам того не замечая, человек попадает в зависимость от нее.

По мнению доктора технических наук, профессора Московского энергетического института Бориса Кудрина, «вокруг нас фактически существует только техносфера: даже в Антарктиде содержание тяжелых металлов уже превышает в несколько раз норму». Профессор Борис Кудрин – идеолог новой научной дисциплины – технетики. «Фундаментальные законы технической реальности как раз и изучает технетика», – подчеркивает он. Согласно основополагающим положениям технетики, жизнь техносферы можно представить в терминах биологии: генотип, фенотип и т.п. Таким образом, можно говорить о новом понятии – «техноценоз». То есть речь можно вести о социологии технетических объектов.

Очень наглядный пример, иллюстрирующий сказанное, – развитие автомобилизма на планете. В 1895 году в США было 4 автомобиля; в 2010-м, по оценке Мирового банка, количество автомашин на Земле достигло одного миллиарда.

Существует иллюзия, что человек творит техносферу – в данном случае автосферу, – следуя своим прагматическим целям. «Увы, нет, – подчеркнул Борис Кудрин. – Техническая реальность диктует нам способ нашего поведения. Появление автомобилей вызвало необходимость строительства подземных переходов и магистральных развязок, полностью изменило топографию городов. Например, так появились тротуары в городах. В Германии принят закон, запрещающий женщинам в обуви на шпильках управлять автомобилем – только в обуви без каблука. Во многих странах мира запрещено пользоваться мобильными телефонами за рулем. Получается, что «инстинкты» автомобилей диктуют поведение человеческому обществу, изменяют человеческие инстинкты».

Другими словами, человек уже не замечет, что действует по законам техносферы. Вот один из самых свежих примеров.

Согласно докладу американского Национального совета по технике безопасности (National Safety Council, NSC), в 2017 году дорожно-транспортные происшествия (ДТП) унесли жизни 40 тысяч американцев, что лишь на 1% меньше уровня смертности на дорогах в 2016 году. Количество смертей превышает 40 тысяч уже второй год подряд. Кроме того, в прошлом году 4,57 млн. человек серьезно пострадали в результате аварий, что обошлось экономике США в 414 млрд. долларов.

Интересно то, что  с 2006 по 2016 год число смертей на американских дорогах снижалось. Обратная тенденция наблюдается лишь в последние два года, и значительную роль в этом играют… электронные устройства, отвлекающие водителей, полагают эксперты.

Число смертей в ДТП не сокращается, несмотря на повышение безопасности новых автомобилей. Портал WardsAuto.com сообщает, что более 20% из 17,5 млн. произведенных в 2017 году машин были оборудованы так называемыми передовыми системами помощи водителю (Advanced Driver Assistance System, ADAS – круиз-контроль, система удержания в пределах полосы, автономная система экстренного торможения). Однако отвлечение водителя на телефон или навигатор снижает эффективность этих технологий. В исследовании Университета Карнеги–Меллона (2008) отмечается, что использование мобильных телефонов снижает связанную с вождением мозговую активность на 37%.

Интерфакс приводит мнение исследователей Университета Юты: навигаторы, MP3-плееры, радио и мобильные устройства, встроенные в приборную доску автомобиля, – ключевые раздражители внимания. А согласно исследованию Американской автомобильной ассоциации и НКО Traffic Safety, голосовой набор и ввод информации через сенсорный экран отвлекает водителя в среднем на 24 секунды. Этого времени вполне достаточно, чтобы возник риск аварии. В то же время программирование навигатора в пути занимает целых 40 секунд.

В конце февраля 2018 года компания Ford опубликовала свой шестой по счету ежегодный отчет, в котором проанализировала ключевые тренды потребительских настроений и поведения и составила прогноз на 2018 год. Как отметили составители отчета, один из важных трендов наступающего года – растущее влияние технологий. «Виртуальная реальность, искусственный интеллект (ИИ), автономные автомобили и роботы ожидают нас не в гипотетическом будущем, они уже проникают в нашу повседневную жизнь, – подчеркивается в официальном пресс-релизе компании. – Если появление отдельных «умных» устройств и технологий, способных облегчить отдельные аспекты жизни, в целом оценивается людьми позитивно, то создания искусственного разума участники исследования ожидают скорее с тревогой. Так, 61% взрослого населения Земли опасаются появления автономных автомобилей на дорогах…»

«Мы должны предвидеть воздействия технического нововведения на социальную, культурную и психологическую среду, – справедливо замечал социолог и визионер Алвин Тоффлер еще в 1970 году. – Широко распространено убеждение, что автомобиль изменил лицо наших городов, потеснил домовладение и систему розничной торговли, ослабил семейные связи».

Согласно все тому же отчету Ford’а с утверждением о том, что ИИ (на базе которого в том числе создаются автономные автомобили) принесет больше вреда, чем пользы, согласились 52% респондентов. Наибольшую тревогу появление искусственного интеллекта вызывает у жителей Индии, Ближнего Востока (по 61%) и Великобритании (56%).

А в  России техническая реальность медленно, но верно «продвигает» свои интересы. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка услуг и решений межмашинных коммуникаций (M2M) и «интернета вещей» (IoT) по итогам 2017 года превысил 60 млрд. рублей. Ожидается, что к 2022 году его объем достигнет почти 90 млрд. рублей, а структура претерпит значительные изменения.

Американский философ и культуролог Михаил Эпштейн предполагает возникновение нового научного направления: «Гуманология изучает человека как часть техносферы, которая создается людьми, но постепенно подчиняет и растворяет их в себе. Человек предстает как создатель не только культурной среды, но и самодействующих форм разума, в ряд которых он сам становится – создатель среди своих созданий.

Естественный вопрос – что дальше? Вариантов, гипотез, сценариев, прогнозов – более чем достаточно. Например, такой. Вид Homo sapiens появился на нашей планете только для того, чтобы создать кремниевые формы жизни, которым не будут страшны жесткие условия открытого космоса, и они уже сами начнут экспансию за пределы тонкой пленки земной биосферы.

По материалам: http://zmdosie.ru/likbez/razmyshleniya/7803-smozhet-li-chelovek-dogovoritsya-s-tekhnicheskoj-realnostyu