Потерпит ли крах мусорная отрасль в России

Полный крах  мусорной отрасли пророчит ряд экспертов в ближайшие годы. Среди предпосылок такого развития можно назвать полигоны, уже работающие на пределе своих возможностей, и предстоящую мусорную реформу, которая спровоцирует кардинальный передел рынка. Населению следует готовиться к повышению сборов на вывоз мусора, некоторым – и к росту тарифов на электроэнергию. Но главное, реформа снимет всякую ответственность за происходящее с чиновников.

К первому мая текущего года субъекты России должны выбрать регионального оператора, который будет отвечать за вывоз и утилизацию мусора. На данный момент более половины регионов этого так и не сделали, хотя имели более четырех лет на подготовку. Вероятность того, что реформу в очередной раз отложат, есть. Однако протесты в Подмосковье, перетекающие из города в город, судя по всему, серьезно сдвинули ситуацию.

Московская область является показательным примером запущенности проблемы и тупика, в котором сегодня оказались все. Недавнее волевое решение Владимира Путина закрыть полигон «Кучино» в Балашихе лишь привело к тому, что мусор стали вывозить на другие объекты. Закрытие «Ядрово» в Волоколамске даст точно такой же эффект.

По планам, описанным в территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной правительством области в декабре 2016 года,  только у пяти полигонов хватит мощности работать в 2019 году. И один из них уже закрыт – «Кучино». Два других – «Егорьевский» и «Торбеево» (Люберцы) – должны проработать до 2021 года. Еще два – «Шатурский» и «Тимохово» (Ногинск) – рассчитаны минимум до 2030 года. Схема предусматривает создание рядом новых полигонов.

Помимо этого, планируется разместить пять мусороперерабатывающих заводов на востоке региона. Однако кто их должен строить и почему до сих пор не построил – загадка. В 2016 году Московская область значилась в списке пилотных регионов, которые успели подготовить территориальную схему и готовы ее реализовать. Но, несмотря на наличие схемы, региональный оператор так и не был выбран.

Губернатор Андрей Воробьев заявлял, что операторов, будет несколько. И определятся они только в мае, когда будет проведен конкурс. Территориальная схема области разделяет Подмосковье на семь зон ответственности. Такое количество считается оптимальным, но и не исключается разбивка на 12 зон.

По мнению экспертов, проблему мусора это не решит. В настоящее время Московская область имеет дело с3,8 млн. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), которые образуются ежегодно. Согласно схеме, этот показатель к 2030 году вырастет до 4,7 млн. тонн. Главная причина – рост использования разнообразной упаковки для товаров.

Как  заметил заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии ТПП и РСПП Алексей Агибалов, что «если раньше у нас прогнозировали рост упаковки ТКО в 3%, то теперь получается ежегодно более 6%. У нас уже сейчас не хватает мощностей. Везде народ вышел против загрязнения своих территорий, а власти ничего не могут сделать, потому что не владеют ситуацией и обходятся общими словами».

По его словам, новые полигоны,  ситуацию не исправят. «Технология строительства полигонов в России определена нормативными требованиями 1987 года. То есть требования по строительству полигонов, их эксплуатации и рекультивации устарели безнадежно. Нужно издавать постановление правительства или нормативный акт о том, какими должны быть современные полигоны». Но дело в том, что решение этой проблемы возможно не ранее, чем через пять лет и при условии отсутствия всяческих препятствий. Иначе этот срок нужно увеличить вдвое. Но такие сроки  чиновников не устраивают.

Так же в стране планируется построить пять мусоросжигательных заводов: четыре в Московской области и один в Казани.

Как отмечают в «РТ-Инвест», заводы будут сделаны по самым современным технологиям, которые применяются в 90% существующих заводов во всем мире. Однако критику вызывает общая стоимость этого проекта – 149,7 млрд. рублей. 80% суммы  составят банковские кредиты. 20% – акционерное финансирование.

Необходимость мусоросжигательных заводов зачастую объясняется нехваткой земельных ресурсов для полигонов в Подмосковье. Однако многие эксперты сомневаются в безальтернативности такого решения. «Это самая дорогая технология, – сказала председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун. – И вопрос в том, насколько качественной будет газоочистка. Учитывая то, что у нас в отходы попадают и батарейки, и свинцовые элементы, то не всегда газоочистка может справиться со своей задачей. Насколько нам известно, многие страны постепенно отказываются от этих технологий».

В остальной части России планируется развивать переработку мусора. По словам Вергун, если строительство мусоросжигательной станции обойдется в 20–30 млрд. рублей, то сортировочный комплекс, включающий новый полигон и спецтехнику, той же мощности будет стоить всего 1,5 млрд. рублей.

Однако главный изъян этого метода для России – существенный недостаток предприятий, которые могли бы производить вторичный продукт из отсортированного сырья.

«Сегодня просто некуда продать большую часть вторичного сырья, которое отобрали на сортировках, – продолжает Полина Вергун. – Все существующие переработчики занимаются ПЭТ-материалами и картоном. Другие виды пластиков у нас никто не перерабатывает. Поэтому важно строить межрегиональные и федеральные технопарки, которые будут перерабатывать широкий спектр отходов».

Так, с проблемой реализации отсортированного сырья в этом году столкнулся Хабаровский край, который продавал его в Китай. Но с первого января китайцы установили запрет на  «импортный мусор».

Директор фирмы «Сталкер» Александр Серебрянский рассказал: «На моем предприятии в Комсомольске-на-Амуре сортируется 50% отходов. В этом году я уже вывез на свалку две тысячи тонн макулатуры, 900 тонн пластиков, отсортированных и подготовленных для переработки».

Итак, с первого января 2019 года в России должна стартовать мусорная реформа. Ее суть в том, что вся отрасль будет передана в руки регионального оператора, которого выберут субъекты самостоятельно. Оператор будет определять тарифы для населения и аккумулировать все денежные средства. Он же будет организовывать сбор мусора, строить недостающие объекты, устанавливать правила игры и нести за это ответственность.

Закон № 458‑фз «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», по которому стартует реформа, был принят в декабре 2014 года. То есть до старта пройдет четыре года.

По мнению Алексея Агибалова, как только закон начнет действовать, станет еще хуже. «Эволюция в стране по мусору планируется оригинальным способом, – объяснил он. – В России законодатели утверждают, что придумали мусорную реформу, но такие составляющие, как планирование и анализ, просто убрали. Поскольку план не предусмотрен, то начнется стихийный передел рынка путем введения в сложившуюся традиционную систему обращения с отходами искусственного звена, которое на себе будет замыкать все региональные деньги. Начнется передел собственности».

Признаки того, о чем говорит Агибалов, уже ощущаются. Некоторые перевозчики и другие мелкие бизнесмены, задействованные в этой сфере, уже жалуются, что их выдавливают с рынка. Уйдут они или же впишутся в новую систему, будет зависеть только от регионального оператора.

А по какой схеме будет работать региональный оператор? Так как правила игры законом не определены, то каждый оператор будет устанавливать их самостоятельно. И тут возникает вопрос: где он возьмет средства – у инвесторов или у государства? Но зачастую частно-государственное партнерство заканчивается печально.

Так произошло, к примеру, в Чувашии. В 201  году региональное правительство и ЗАО «Управление отходами» подписали концессионное соглашение для создания системы переработки и утилизации. Был построен полигон, мусоросортировочный комплекс и мусороперегрузочная станция за 2,4 млрд. рублей. По оценке эксперта Вергун, реальная стоимость такого объекта составляет не более 500 млн. рублей.

«Они даже не сортируют эти кучи мусора, – рассказал член регионального штаба ОНФ Чувашии Борислав Скуратов. – Мусор просто складывается, и всё. Мотивация такая: у нас никто не покупает пластик. Но они за это с населения деньги берут!» По его словам, тариф для населения с 2015 года вырос в 87 раз и в настоящее время составляет почти 2,4 тысячи рублей за кубометр. Для сравнения: для жителей московского региона кубометр стоит примерно 500–600 рублей.

«При концессионном соглашении результат заключается в том, что тебе нужно как можно дороже построить объект и сдать его, – объяснила Вергун. – Как это будет работать, не важно: государством гарантирован доход».

Однако те, кто пытается искать финансирование самостоятельно, сталкиваются с другими трудностями. Например, с тем, что банки не хотят давать кредиты.

В нормативных актах остается множество пробелов, с которыми бизнесу еще предстоит столкнуться. Это и отсутствие материальной и административной ответственности регионального оператора, и вопросы антимонопольного законодательства, и разработка СанПиНов.

«Это большое и сложное дело, – отметил директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов. – Мы игнорируем эту задачу многие десятилетия. У нас в стране нет никакой инфраструктуры, чтобы управлять отходами как ресурсом. Мы предпочли легкое решение – просто захоронить. Решить эту проблему институционально очень сложно, потому что задевается много интересов. Получается, что мы находимся в тупике. И нет легкого пути, чтобы из него выбраться. Опыт зарубежных стран показывает, что это затратная сфера. Это издержки, которые берут на себя не только федеральные власти, но и локальные».

Кроме того, это вопрос гораздо более широких понятий – культуры и образа жизни. Потому что следующим шагом должно стать сокращение потребления упаковочных материалов и раздельный сбор мусора.

Подробнее на: http://www.profile.ru/obsch/item/125355-otkhodnyj-promysel