Внедрение ВИЭ в Якутии разрушает устоявшиеся стереотипы

Принято считать, что внедрение возобновляемых источников энергии оправдано только в южных солнечных регионах и на морских побережьях. Однако одним из лидеров альтернативной энергетики в России является одна из самых северных территорий – Саха (Якутия). Солнечная электростанция в якутском поселке Батагай занесена в Книгу рекордов Гиннесса как единственная за Полярным кругом.

Якутия – первый российский регион, в котором был принят Закон «О возобновляемых источниках энергии». Документ был подписан в 2014 году. Принимая этот нормативный акт, власти не в последнюю очередь ставили целью найти механизмы, которые позволят ликвидировать перекрестное субсидирование – привычную для многих регионов России «убыточную» схему поставки товара или услуги, убыток от которой компенсируется за счет других услуг.

Две трети территории республики относится к децентрализованной зоне энергоснабжения, на которой проживает менее 100 тысяч человек – это так называемый Северный энергорайон, включающий Арктические и северные районы Якутии. Здесь основным источником электроэнергии до сих пор являются изолированно работающие локальные дизельные электростанции. Сегодня в составе акционерного общества «Сахаэнерго» 19 солнечных электростанций общей мощностью 1,6 МВт.

В поселке Тикси реализуется один из крупнейших за последние годы проектов строительства ветродизельного комплекса общей мощностью 3,9 МВт. В создании участвуют «РусГидро», японская организация NEDO и производитель техники Komaihaltec Inc.

Кроме того, руководство Республики Саха (Якутия) и группа компаний «Хевел» подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере электроснабжения изолированных населенных пунктов региона за счёт строительства автономных гибридных энергоустановок на базе солнечной генерации. Сейчас ведутся работы по определению объектов, предлагаемых к модернизации. По словам главы «Хевела» Игоря Шахрая, в период с 2018 по 2019 годы компания планирует построить станции еще в 12 поселках Якутии.

Все якутские электростанции сооружаются с учетом климатических особенностей республики. Западные энергетические компании привлекает возможность испытать свое оборудование в непростых погодных условиях.

«Строительство первого в России арктического ветропарка на севере Якутии позволит испытать оборудование в условиях экстремально низких температур и сильных ветров, – рассказывает ТАСС министр ЖКХ и энергетики Якутии Данил Саввинов. — Установки пройдут испытание в самых экстремальных условиях. Для работы на Севере нужна особая техника».

Руководитель программы Международной финансовой корпорации (IFC) по внедрению возобновляемой энергетики на территории России Патрик Виллемс  отмечает что, «Солнечные электростанции в Якутии, ветровые электростанции на Камчатке – это уже сегодняшний день. Стало ясно, что на изолированных территориях возобновляемая энергетика России станет развиваться стремительными темпами.

Мы стали смотреть, где «зеленые» проекты окажутся выгодны уже сегодня. Искать условия, где наличие надбавок от рынка или государства не будет влиять на развитие возобновляемой энергетики. Уверяю, что когда в  изолированных областях Дальнего Востока будет поставлено гибридное оборудование, то экономическая выгода по дизельному топливу не просто окупит все инвестиции, но и даст дополнительный эффект, который можно направить на сокращение государственных субсидий с целью поддержки дизельной энергетики в удаленных районах…»

Специалисты утверждают, что стоимость ВИЭ в условиях Севера значительно ниже, чем у традиционных энергоресурсов. Перспективы в этой сфере огромные, особенно если учесть, что по количеству солнечных дней Якутия практически не уступает Краснодарскому краю.

Ключевой мотив в использовании ВИЭ в Якутии – значительная экономия расходов на дизтопливо и снижение зависимости труднодоступных районов от «северного завоза». Например, в 2017 году было сэкономлено  порядка 300 тонн дизельного топлива на общую сумму почти 17 млн. рублей.

Сегодня Дальневосточный регион, и особенно Республика Саха (Якутия) – один из самых перспективных для реализации проектов в области возобновляемых источников энергии. Природный потенциал региона и высокие затраты на привозное дизельное топливо позволяют за 10-15 лет окупить инвестиции, утверждают эксперты.

«Мы рассматривали два критерия: экологический и социальный, – поясняет ведущий научный сотрудник Института Фраунгофера Пио Ломбарди. – Мы хотели подчеркнуть, что экологичнее использовать возобновляемую энергию. Кроме того, если производить ее при помощи ветровых или солнечных станций, мы дополнительно создаем рабочие места. От этого могут выиграть 10-15 млн. человек, проживающих в отдаленных районах. Затраты на электроэнергию могут снизиться. Кроме того, это могло бы стать интересной концепцией для развития этих территорий».

«Использование возобновляемых источников перспективно и с точки зрения экологии, – соглашается с западным экспертом якутский министр Данил Саввинов. – Хрупкая природа севера нуждается в особом подходе. И в этом смысле ВИЭ – идеальное для нас решение».

По мнению западных экспертов, все же потенциал ВИЭ в изолированных регионах России является минимальным на фоне эффекта, который возможен в общероссийском масштабе при условии, если подойти к развитию зеленых технологий системно.

«Где имеется большой потенциал развития ВИЭ? – задает вопрос руководитель программы Международной финансовой корпорации (IFC) по внедрению возобновляемой энергетики на территории России Патрик Виллемс. – Всего четыре страны: Индия, Бразилия, Россия и ЮАР. Поэтому для каждого производителя рынок России – это скачок в развитии».

Однако, по мнению эксперта, инициативу может погубить чрезмерная зарегулированность отрасли – требования, установленные законодательством России относительно проектов ВИЭ в зоне оптового рынка. Именно они значительно уменьшили энтузиазм производителей. Со стороны государства, по мнению аналитика, был бы мощным стимулом сигнал сообществу энтузиастов ВИЭ о том, что правительство намерено развивать данный рынок.

«Недостаточно законодательства и слов – нужны действительные намерения, вокруг которых можно будет действовать, – добавляет эксперт. – Мы, например, планируем, что для всех проектов в изолированных энергетически районах будет создана своя нормативная база. Изолированные системы могут продолжать оставаться свободным «полигоном», где можно пробовать новые решения и подходы, обкатывать оборудование и т.п. России необходимы «смелые решения».

Источник: http://bellona.ru/2018/06/13/vie-v-yakutii/