Тема сердца c давних времен привлекает внимание исследователей различных культур и направлений. В наше время, в один самых напряженных периодов развития цивилизации, эта проблема приобретает еще более актуальное звучание, поскольку современное общество остро нуждается в возрождении нравственного отношения и к человеку, и миру в целом. В этом смысле важнейшую роль могут сыграть исследования сердца – как с философских позиций, так и позиций экспериментальных данных в области естественных наук.
Философия сердца является основой исследования многомерной природы человека. Это направление способствует преодолению «раздробленности» в изучении и понимании природы человека, гармонизации духовной и телесной сторон его жизни. Сердце в этом плане понимается не просто лишь как физиологический орган, а как носитель высшего сознания, высшего «Я», что невозможно описать чисто лишь в сугубо рационалистических понятиях. Стремление исследовать и описать сердце, с одной стороны, как духовный центр, «ядровую точку» личности и, с другой стороны, как «корень единства тела», с глубокой древности побуждало мыслителей размышлять на эту тему на основе метафизических оснований. В этом трудность и одновременно значимость разработки темы сердца в русской философской традиции.
Метафизическое познание сердца как средоточия духовной сущности человека, получившее развитие в учении Платона, было активно продолжено и обогащено восточно-христианской традицией, оплодотворившей духовную жизнь Древней Руси. Неслучайно, философия сердца наибольшее развитие получила в России, где духовный уклад и особая национальная ментальность способствовали ее становлению и развитию в работах выдающихся мыслителей с XI по XX вв.
С XVIII века метафизика сердца весьма плодотворно разрабатывалась русской религиозно-философской мыслью. Это богатое наследие ¾ весомый вклад русской философии в духовную сокровищницу мировой науки и культуры. Понимание сердца как центра духовной жизни человека, заложенное в различных работах древнегреческих мыслителей, а также в сакральных текстах восточных и западных отцов церкви, получило глубокое развитие в работах Григория Саввича Сковороды (1722 ¾ 1794), с чьим именем связывают зарождение русской философии сердца. В своих работах он переводит библейское учение о сердце в формат философской антропологии, толкуя его как синтетический орган, который связывает в единое органическое целое материальную, душевную, социальную и духовную природу человека. Так, в одном из ключевых своих произведений «Наркисс. Разглагол о том: узнай себя» Г.С. Сковорода обозначает главное направление своих философских исканий ¾- найти в себе «истинного человека», «испытать свое сердце крепко», чтобы узнать свое подлинное «я». В этой работе автор развивает философское учение о сердце как центре и целостном начале душевной жизни человека: «О сердце, бездна всех вод и небес ширшая! Сколь ты глубока! Все объемлешь и содержишь, а тебя ничто не вмещае» [8, с. 219].
Если человек понимает иерархичность мира и себя как его часть и достигает своего сущностного проявления через сердце, то все его поведение и сам он становится просвещенным (просветленным) в точном смысле этого слова. Сковорода так говорит об этом феномене: «Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое сердце» [16].
Таким образом, философ обосновывает идею самопознания человеком своей духовной сущности как необходимого условия достижения внутренней гармонии: «Я научаюсь из Библии, что сердце человеческое не может быть без упражнения и что когда удаляется от оного мысль священная, понятие истины и дух разума, то оное мгновенно повергается в занятия подлые» [6].
Сердце, в толковании Сковороды, ¾ это не просто часть организма, с определенными физиологическими функциями, а специфичное, невыразимое словами средоточие природы человека. Сердце ¾ это квинтэссенция и зерно человеческого естества, это средоточие психической энергии, которая питает жизнь и индивидуальность человека и двигает ее по пути духовного совершенствования. Таким образом, мыслитель трактует сердце как самый глубокий духовный орган, способный к духовному и даже физическому преображению как человека, так и свойств мира.
Около столетия спустя после яркой философской деятельности Г. Сковороды его идеи продолжил другой великий русский мыслитель В.С. Соловьев, заложив основы метафизики всеединства, составной частью которой стала и метафизика сердца. Метафизика всеединства имеет ряд общих онтологических идей и ценностных установок, описывающих основные принципы и законы глобальной эволюции. Остановимся на отдельных из них более подробно.
¾ Признание существования Абсолютного Первоначала (Бога, Дао, Парабрамана и. т.п.), которое является источником всего сущего и порождает мировой порядок, смыслы, ключевые ценности. Абсолют бесконечно трансцендентен и может открываться человеку лишь частично ¾ через познание законов природных явлений, сакральные тексты, произведения искусства, интуитивные прозрения, духовные озарения.
¾ Признание наличия в человеке глубинного, божественного «Я», являющегося с одной стороны, носителем трансцендентных смыслов, с другой – подлинной индивидуальностью ¾ в отличие земной и преходящей личности. В глубинном Я раскрывается имманентное присутствие Абсолюта (вспомним религиозные прозрения о сотворении человека «по образу и подобию Божиему»). Потенциал Абсолюта имманентно присутствует в каждом из живых существ. При этом путь каждой эволюционирующей единицы космоса заключается в постепенной актуализации высшего, божественного Я ¾ вплоть до развития подлинной индивидуальности в сознательного субъекта своих действий и мыслей.
¾ Монодуализм, предполагающий нерасторжимое, взаимополагающее единство двух полярных начал бытия – духа и материи, сознания и бытия, порядка и хаоса, мужского и женского, единства и множественности.
¾ Иерархическая динамика устройства мироздания (вспомним известную «лестницу Иакова»), задающая вектор бесконечного совершенствования всех живых существ, где уровень человека является лишь одной из ступеней развития в процессе эволюции. При этом признается неразрывное единство эволюционных процессов в Космосе с земной эволюцией человечества и одновременно с индивидуальным духовным развитием человека [3].
Таким образом, с позиций метафизики всеединства и ее последователей среди русских мыслителей и современных авторов утверждается реальность идеального уровня бытия, где сосредоточены идеи-эйдосы, которые в своем иерархическом единстве управляют миром физическим. Эволюция понимается не как спонтанный процесс, а как общекосмический, направленный, действующий в соответствии с эйдетическими паттернами, ¾ в сторону развития сознания, нравственной и духовной организации человека с соответствующей будущему уровню «утонченной» телесности.
Эти мысли получили свое развитие и в учении о ноосфере В. И. Вернадского, уделявшего в своих исследованиях много внимания прогнозам развития человечества, которое может осуществиться только в соответствии с общекосмическими принципами и законами. Он отмечал, что человек является важнейшей эволюционно-собирающей силой и для вступления в Новую эпоху преображения духа и плоти человеку необходимо осознать эту миссию и сгармонизировать свои отношения не только внутри социума, но с биосферой. Одно из важнейших положений ноосферной концепции гласит о том, что сам человек является частью единого космического целого, Универсума, и разумность (наиболее явно представленная на социальном уровне развития материи) изначально присуща космосу [5].
Соответственно, человек творит ноосферу и является ключевым фактором ноосферогенеза. Это означает, что от уровня его (а соответственно, и всего общества) духовно-нравственного состояния напрямую зависят и качества окружающего мира. Показательно, что современные исследования не только в области гуманитарного знания, но и в области естественных наук подтверждают основные положения метафизики всеединства и учения о ноосфере. Так, мысль о том, что эволюция человека не может проходить спонтанно или по произвольным планам самого человека, а «вписана» в единые законы мироздания, имеет объективно заданные принципы и «направлена» в сторону все большего развития разума и сознания, получила свое подтверждение в работах Л. Лескова, Б.Родионова, А. Манеева и других авторов. Так, Г.М. Идлис пишет: «В основе физики, химии, биологии и психологии лежит принципиально единая гармония. Жизнь, в том числе разумную (сознательную), а тем более Высший Разум или Мыслящий Универсум и связанное с ним наше со-знание, с одной стороны, и косную материю – с другой, невозможно отсечь друг от друга» [4, с.29].
При этом необходимо учитывать антропный принцип современной космологии, который в исследованиях современных ученых приобретает ценностное измерение. Как справедливо заметил С.А. Лебедев, «если целью эволюции Вселенной являлось появление человека как закономерного продукта, а человек в своей сущности есть ценностное бытие, то не означает ли это, что универсальные ценности должны быть предпосланы его возникновению и заложены в основе универсума в виде неких фундаментальных констант, подобных физическим, организующим и направляющим все материальные процессы во Вселенной? Положительный ответ на этот вопрос напрашивается сам собой, поскольку человек как ценностное существо реально существует (и этот факт так же невозможно отрицать, как наличие во Вселенной реликтового излучения или ее расширение)» [7].
Также ряд современных авторов пришли к выводу о существовании познавательной функции сердца, которая «заключается в способности сердечного погружения в самую суть вещей и процессов, в их эйдетическое естество. В частности, об этом писал Б. Паскаль, отмечая, что есть познание внешнее, а есть внутреннее. Если разум помогает познавать окружающий нас мир, физическую реальность, то сердце служит для внутреннего интуитивного и трансцендентного познания… Итак, объектом сердечного познания являются взаимосвязи и закономерности более высокой, духовной реальности… И действительно, новые открытия в области медицины показывают, что мозг не является единственным в организме человека познавательным органом» [1].
Учение об эволюционном духовном и телесном преображении человека получает все большее подтверждение и распространение, а именно признание того, что собирание раздробленного и секуляризованного мира является процессом его всестороннего качественного преображения, которое неотрывно от очищения телесно-материальных оснований жизни. И человеку, прежде всего, заповедано нравственное пробуждение собственного сознания, ибо только любовь, вера в идеалы, сострадание, служение общему благу и очищенное мышление открывают дверь в иной, более совершенный мир и лишь посредством напряженного духовного труда может просветлиться и утончиться телесность [2, с. 6.].
Таким образом, в основе эволюции лежит четкий вектор, предзаданность дальнейшего развития, обусловленная общекосмическими законами. Соответственно, стратегической целью и смыслом жизни современного человечества должно стать глубокое познание и творческое воплощение эволюционных принципов мироздания.
И здесь мы вновь возвращаемся к теме сердца, ибо через развитие его тонкой природы, связанной с идеальной реальностью, возможно нравственное и физическое преображение человека.
Показательно, что этот подход обосновывается с помощью научных исследований второй половины XX ¾ начала XXI века. С этого времени начинает формироваться комплексный подход к человеку, не только как “двухмерному” биосоциальному, но и “многомерному” феномену. Ряд современных исследователей отмечает, что Универсум это ¾ единая энергоинформационная система, единое пространство, что приводит к качественно новому уровню миропонимания [13, с. 180]. В данном подходе человек рассматривается как космологический, биологический, социологический, экологический и духовно-нравственный феномен. Важно, что большое внимание уделяется духовно-нравственной стороне в человеке и определяется ее ведущая роль. Подход к человеку как к многомерному феномену вновь восстанавливает, в качестве актуальной, проблему комплексного познания духа, души, тела. С позиций современного системно-философского подхода, комплексного подхода к человеку человек ¾ это сложная многоуровневая система. Сердце ¾ это центр, который проявляет себя как на телесном, вещественно-материальном уровне, так и на метафизическом (уровне идеальной реальности). Сердце, как онтологический центр проявляется в случаях прозрения в идеальную реальность, таких как научное озарение, божественное откровение, творческая интуиция и т.п.
Показательно, что наработки в области философии сердца получают обоснование в экспериментальных исследованиях в сфере естественных наук. Так, Президент Фонда развития новых медицинских технологий AIRES (СПб) И. Сергеев отметил: «Современная медицинская наука в корне меняет представление об организме человека. До сих пор медицина рассматривала организм как изолированный завершенный объект. Мы же рассматриваем его как часть глобальной фрактальной конструкции – так называемого “общего поля Вселенной”»[14, c. 186].
Значительная часть ученых приходит к выводу, что без понимания тонкой энергетической природы человека медицина, несмотря на колоссальные шаги вперед в сфере новых технологий, все же не может считаться завершенной системой знаний. На базе данного мировоззренческого сдвига в науке начинают зарождаться информационные медицинские технологии, все более принимается позиция, при которой считается, что лечить нужно не только тело, но и душу человека в их комплексе. И что не “в здоровом теле – здоровый дух”, а скорее “здоровье духа определяет здоровье тела”. Показательно, что этот подход вполне созвучен древним религиозным традициям очищения, воспитания и возвышения души и духа человека.
Так, для сокращения числа сердечно-сосудистых заболеваний, как считает А.В. Мартынов, «необходима коренная перестройка всей системы жизненных ценностей, для чего потребуется перестройка в масштабах идеологических структур общества (путь духовного совершенствования)» [9, с. 106]. В работе «О сердце» кардиохирург С. Чавдаров указывает, что исследования, проводимые в сфере нейрокардиологии о взаимодействии сердца и мозга, достигли такого уровня, что могут в корне изменить представления о человеке. Данные свидетельствуют о том, что сердце оснащено чувственным и коммуникационным умом и связано с головным мозгом по четырем направлениям: неврологически, биохимически, биофизически и энергетически [15].
С. Чавдаров ссылается на данные науки, подтверждающие, что электрическое поле сердца, которое можно измерить при помощи электрокардиограммы (ЭКГ), в среднем в 60 раз больше по амплитуде, чем поле головного мозга, измеряемое при помощи электроэнцефалограммы. Создаваемая сердцем подобная электромагнитная энергия не только передается по всему организму, но в то же время ощущается людьми, находящимися в поле действия этой энергии. Все эти факты показывают, что сердце выполняет роль центра, оказывающего синхронизирующее (т.е. обеспечивающее гармонизацию, ритмическую согласованность) воздействие на весь организм.
Чавдаров приводит научные данные, демонстрирующие, что такие негативные эмоции и чувства, как обида, беспокойство, уныние, гнев и пр. разрушительно сказываются на здоровье. По его мнению, риск возникновения сердечных и онкологических заболеваний на фоне подобных переживаний в шесть раз больше, чем риск от употребления сигарет, высокого холестерина и повышенного давления. [там же].
В этом плане интерес вызывают духовные наставления одного из самых известных афонских старцев второй половины ХХ в. старца Порфирия Кавсокаливита, который сравнил сердце человека с излучающим сигналы передатчиком. Он рассуждал, что каждый человек излучает благословение или проклятие, счастье или беду, добро или зло. Он считал, что человеческая мысль может излучать злой заряд, что может нанести ближнему негативное воздействие. Злой помысел не скроешь от того, о котором мы плохо думаем, потому что это происходит на расстоянии. Человек может и не понимать, почему у него вдруг возникла к вам неприязнь. Каким бы ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Молитва же, напротив, помогает другому человеку. Поэтому люди должны стремиться к тому, чтобы сердце было чистым не только от злых дел, но даже от помыслов [12, с. 278 ¾ 279].
С. Прист в работе «Теория сознания» отмечает, что в настоящее время «мы не способны объяснить самих себя, используя существующие научные методы» [10, с. 278]. Автор полагает, что новая наука “должна быть всесторонней. От нее будет требоваться понимание человеческого существа, как одновременно ментального и физического, как себя и как другого, индивидуального и социального, свободного и детерминированного, временного и вневременного, внутреннего и внешнего” [там же].
Убедительно обосновывают подлинность основных положений метафизики сердца результаты исследований, которые проводились в Институте математики сердца (Калифорния, США). Эмпирические данные, полученными в этом научном учреждении, прямо соотносятся с древнейшими представлениями о сердце как органе духовного сознания: «Сердце — не простая ”помпа”, но очень сложный, самоорганизующийся информационный центр со своим собственным “мозгом”…Сердце создает сильное ритмизированное электромагнитное поле вокруг тела. Мозг и клетки тела постоянно “омываются” этим полем, которое может регистрироваться чувствительными приборами на расстоянии нескольких футов от тела… Сердце обладает подлинной сложной нервной системой, которая может быть классифицирована как “маленький мозг”. Сложная схема этого мозга позволяет ему действовать независимо от головного мозга — познавать, учиться и даже чувствовать и переживать…Энергетические взаимодействия, в которые включено сердце, лежат в основе феномена интуиции и других важных аспектов человеческого сознания» [11, http://www.heartmath.org/research].
Таким образом, необходимо, чтобы большая часть человечества осознала важное значение развития нравственного и сердечного восприятия мира и человека. А для этого необходим высокий общий уровень образования, нравственного воспитания и общей культуры. Только на основе решения этих задач у современного общества появятся шансы для выхода из системного цивилизационного кризиса.
И.Н. Каланчина, Л. Г. Апенышева
Библиографический список
- Артамонова Т.А. Познающая роль сердца: некоторые аспекты с позиций учения «Живой Этики» / Т.А. Артамонова // Интеллектуальный потенциал ученых России: сб. науч. трудов Сибирского института знаниеведения ¾ Вып. ХIII / отв. ред. Е.В. Ушакова, Ю.И. Колюжов. ¾ Барнаул :ИП Колмогоров И.А., 2013. ¾ С. 253-256.
- Иванов А.В. На путях новой цивилизации // А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин. ¾ Барнаул: АлтГТУ, 2014. ¾ 219 с.
- Иванов А.В. Человек восходящий // А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин. ¾ Барнаул: Алтайский дом печати, 2012. ¾ 512 с.
- Идлис Г.М. Гармония Мироздания / Г.М. Идлис // Дельфис. ¾ ¾ № 2. ¾ С. 28 ¾ 36.
- Каланчина И.Н. Антропологический аспект современных образовательных парадигм / И.Н. Каланчина // Вестник алтайской науки. ¾ – № 3 (3). ¾ С. 183 ¾ 192.
- Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. / М.И. Ковалинский // Григорий Сковорода. Соч. в 2 т. Том 2. ¾ Москва: Мысль, 1973. ¾ 356 с.
- Лебедев С.А. Онтология человека/ С.А. Лебедев // Человек. — 2010. — № 1. — С. 15—29.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А.Ф. Лосев. – Москва: Политиздат, 1991. ¾524 с.
- Мартынов А.В. Исповедимый путь / А.В. Мартынов. ¾ Москва: Импульс, 1992. ¾ 191 с.
- Прист С. Теория сознания / С. Прист ¾ Москва: Идея–Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000. ¾ 286 с.
- Институт математики сердца: [Электронный ресурс] / Институт математики сердца. — Режим доступа: http://www.heartmath.org/research
- Стариков С.А. Цветослов советов/ С.А. Стариков. ¾ Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2004. ¾ 532 с.
- Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Физика веры. ¾ Санкт-Петербург: Весь, 2000. ¾ 256 с.
- Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия: Ч. 2. ¾ Барнаул: АГУ, 1998. ¾ 250 с.
- Чавдаров С. О сердце / С. Чавдаров // Грани. — — № 4. — С.25 ¾ 29.
- Эрн В.Ф. Борьба за Логос / В.Ф. Эрн // Г.Сковорода. Жизнь и учение. ¾ Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2000. ¾ 425 с.