Прошедший год: двенадцать ударов по Байкалу. Часть II

В каждом месяце 2018 года Байкал оказывался под ударом. Некоторые из них достигали цели (резкое сокращение водоохранной зоны, субсидирование турбизнеса, ведущее к увеличению антропогенной нагрузки на Байкал). От других получалось уклоняться (отказ от выдачи разрешений на промышленный отстрел байкальской нерпы и баклана). Беллона.ру подводит итоги 12 месяцев непростого для Байкала года.

Публикуем заключительную часть обзора, посвященную итогам второго полугодия минувшего 2018 года.

Июль: уменьшение платы за пользование водными объектами

В июле глава Бурятии Алексей Цыденов обратился к премьер-министру РФ с просьбой снизить ставку за пользование водными объектами в бассейне Байкала, за исключением самого озера: «Плата за водопользование Гусиноозерской ГРЭС к 2025 году возрастет до 1,3 млрд. рублей. Дальнейшее увеличение платы приведет к банкротству предприятия и к резкому снижению поступлений в бюджет от платы за пользование водным объектом».

Председатель правительства России отреагировал молниеносно: «С 2020 года ставку платы для водных объектов, относящихся к бассейну озера Байкал, приравняют к ставке, установленной для бассейна реки Енисей. Таким образом, она уменьшится с 575 рублей за 1 тыс. куб. метров до 246 рублей».

Август: субсидирование иркутского турбизнеса

В августе байкальский турбизнес праздновал очередную победу. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о реализации пилотного проекта по господдержке туроператоров въездного и внутреннего туризма на приоритетных маршрутах.

«Включение Иркутской области в перечень приоритетных субсидированных маршрутов будет способствовать приросту туристского потока в регион. Кроме того, это позволит расширить рамки турсезона», – отметила руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина.

По сообщению Иркутскстата, количество турфирм в Иркутской области увеличилось на 26%. Байкал с января по август 2018 года посетили 1,2 миллиона туристов. Однако, по мнению известного бурятского экономиста Алдара Бадмаева, главной угрозой для озера Байкал в настоящее время как раз и является экспоненциальный рост туризма, по некоторым оценкам, значительно превосходящий официальные данные: «Этот рост сопровождается стихийным процессом захвата земель, строительства сомнительных турбаз, увеличением числа различных правонарушений, связанных с отдыхающими. При этом неуправляемый поток туристов, приезжающих на Байкал в короткий летний сезон, по сути, уничтожает легкоранимую окружающую среду, наносит непоправимый ущерб флоре и фауне Байкала. Особенно это проявилось в последние годы, когда резко возросло количество цианобактерий в прибрежных водах, питательной почвой для которых являются отходы человеческой жизнедеятельности».

Сентябрь: Монголия продолжает готовить проекты ГЭС, угрожающих Байкалу

Монголия закончила сбор замечаний в техзадание на проведение экологического исследования по проектам строительства ГЭС в бассейне Селенги, угрожающих Байкалу. У Монголии появился документ, который позволяет перейти к исследованиям, а в зависимости от их результатов и к проектированию гидроэлектростанций и прокладке водоотводного канала «Орхон-Гоби». Экологи, впрочем, считают, что сбор был организован формально, а документ в очередной раз не доработан.

«Последние официальные документы показывают, что инициаторы проекта спешат завершить оценку за нереально короткий срок и решили отказаться даже от предварительной оценки воздействия на окружающую среду отдельных монгольских ГЭС, а их совокупное воздействие оценивать качественно, но не измерять количественно, – отмечает Евгений Симонов, международный координатор экологической коалиции «Реки без границ». – То есть количественных оценок силы и масштаба влияния ГЭС на экосистемы Селенги и Байкала – самых главных показателей, которые могут помочь ответственно решить, следует ли остановить проекты сугубо по экологическим причинам, – мы все равно не получим».

Октябрь: большой баклан под угрозой

8 октября 2018 г. Минсельхоз Бурятии предложил регулировать на Байкале численность популяции большого баклана, поедающего промысловую рыбу. По словам чиновников, птица наносит также и экологический ущерб: гнездится на деревьях, которые пересыхают из-за экскрементов, насыщенных азотом.

«Бакланы с юга Восточной Сибири и Дальнего Востока улетают в Китай на зимовку. Чисто китайские популяции очень невелики. Птицу, многие годы пребывавшую в региональной Красной книге, сразу переместили в «расстрельный список»! – сетует известный иркутский эколог Виталий Рябцев. – Множество нерп и бакланов погибают в рыбачьих сетях. В данном случае ситуация являются «лакмусовой бумажкой», показывающей катастрофический уровень антиэкологической дикости, охватившей значительную часть нашего общества, и что еще хуже – высокопоставленных чиновников».

Ноябрь: переезд бурятского берега Байкала на Дальний Восток

Начало ноября ознаменовалось совершенно неожиданным административным решением: Республика Бурятия вместе с Забайкальским краем перешла из состава Сибирского федерального округа в Дальневосточный. Таким образом, бурятский берег Байкала в одночасье оказался на Дальнем Востоке – и это вызвало новые опасения экологов.

«В решении социально-экологических вопросов, связанных с Байкалом, взаимодействие двух соседних регионов – Иркутской области и Бурятии – оставляло желать лучшего и в ту пору, когда они оба входили в состав одного федерального округа – Сибирского. Теперь Байкал будет поделён (если не сказать «разорван») между двумя федеральными округами: Сибирским и Дальневосточным. Каким образом новый «промежуточный» территориальный статус Байкала будет учтён в будущем крупномасштабном нацпроекте «Экология», одним из основных направлений которого является охрана уникального сибирско-дальневосточного озера? Как дальневосточный статус Бурятии повлияет на реализацию действующей федеральной целевой программы по охране озера Байкал?» — задается резонными вопросами член Ангаро-Байкальского бассейнового совета Александр Колотов.

«Как будет реализована ФЦП по охране озера Байкал? Получается, что у нас увеличится число чиновников, которые принимаю решения по Байкалу, хотя и так у семи нянек дитя без глазу. Ещё я опасаюсь, что всяческие «территории опережающего развития», «стратегические», «инвестиционные» и прочие проекты псевдоразвития, сутью которых является сведение леса и разработка месторождений полезных ископаемых в бассейне Байкала, приведут к сокращению Центральной экологической зоны. Ну и так называемый дальневосточный гектар могут «по ошибке» выдать на особо охраняемых природных территориях, как это случалось в других регионах», – считает директор Бурятского регионального объединения по Байкалу Наталья Тумуреева.

Декабрь: режиссированные митинги против природоохранных запретов

В конце года местная власть поселка Еланцы (центр Ольхонского района, Иркутская область) согласовала (и организовала) митинг «рассерженных жителей» против действующих в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запретов и ограничений на строительство и оборот земельных участков. В резолюции митинга перечислены 13 требований, среди которых: запрет на внесение населенных пунктов района в границы Прибайкальского нацпарка, внесение изменений в постановление правительства РФ № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ», для того чтобы у жителей появилась возможность строить жилые дома и объекты социально-бытового обслуживания.

«Мы сами не в восторге от того, что, пользуясь попустительством, некоторые недобросовестные бизнесмены скупили землю под жилье, а поставили там этажные гостиницы. Но коренным-то жителям дайте построить дом или школу. Уже несколько месяцев готов проект новой сельской школы, остро необходимой Еланцам, – лежит, пылится», – рассказал председатель Ольхонского районного охотобщества Юрий Ламанов.

«Посмотрите, кто строился на том же Малом море, где последние лет пять велась самая активная застройка, – владельцы гостиниц и турбаз. Новых жилых домов практически нет. Так кому нужна отмена этого постановления на самом деле? Считаю, что местные чиновники специально закручивали последние месяцы гайки, якобы по букве постановления, для того чтобы народ возмутился. Достаточно посмотреть на то, против кого обращены иски прокуратуры, – на юрлиц, ни одного физлица, – считает председатель Иркутского отделения Российского социально-экологического союза Виталий Рябцев. – Что касается нынешнего уровня нагрузки на экосистему Байкала – антропогенное воздействие уже чревато необратимыми для нее последствиями. Сохранение сегодняшнего количества гостиниц на острове Ольхон и побережье Малого моря  уже приводит к исчезновению редких видов флоры и фауны. Объемы туристических объектов нужно срочно сокращать».

Источник: http://bellona.ru/2019/01/10/baikal-2018-2/