«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники. Великий Кулибин был крупнейшим инженером в современном смысле слова. Ему в высшей степени была присуща способность строить свои творческие замыслы на прочной основе глубоких и строгих расчетов и тщательных исследований.
В 1771 году Кулибин начал работать над поразительным по своей смелости и грандиозности проектом моста через Неву. Всего лишь одной аркой, одним пролетом решил конструктор перешагнуть трехсотметровую ширь реки. Свой замысел Кулибин воплотил в точные и подробные чертежи.
К 1776 поду изобретатель закончил проект, доныне удивляющий нас замечательной продуманностью инженерного решения, красотой и изяществом конструкции.
Великий механик убедительно доказал реальность проекта, построив 14-саженную (около 30 метров) модель своего моста. Модель блестяще выдержала строгие и придирчивые испытания, которым подвергла ее специальная комиссия, составленная из академиков. На мост положили сотни железных полос общим весом в 3300 пудов (более 52 тонн), противостоять которому модель должна была по расчетам. Сверх этого Кулибин распорядился положить дополнительный груз. Железных полос не хватило, и на модель начали класть находившийся поблизости кирпич. Нагрузка возросла на 570 пудов (9 с лишним тонн). Модель не дрогнула. Наконец, на этот маленький, но такой прочный мост взошли все члены комиссии. Друзья Кулибина торжествовали. Эйлер, стоя на модели моста, перегнулся вниз и пожал изобретателю руку, поздравляя его с великой победой.
Смелость мысли и необыкновенную конструкторскую изобретательность сочетал Кулибин со строгим расчетом и предварительной проверкой всех возможностей сооружения. Натянув веревку и подвешивая к ней в определенных местах грузики, изобретатель воспроизвел как бы подобие своего моста и сил, действующих на нем. Построил Кулибин и специальную испытательную машину, с помощью которой он проверил свои расчеты.
Работая над своим проектом, Кулибин дал гениальное решение вопроса о том, как в модели воспроизвести точное механическое, а не только геометрическое, внешнее подобие крупного сооружения. Создав подобие моста и определив нагрузки, которые способна выдержать модель, Кулибин мог совершенно точно определить и наибольшую допустимую нагрузку, которую сможет вынести на своих плечах его мост-гигант.
Великий математик Эйлер тщательно проверил расчеты Кулибина и, убедившись в их абсолютной правильности, дал о них восторженный отзыв. Эйлер облек теоретическое открытие Кулибина в математическую форму. Метод подобия, рожденный гениальным русским механиком, вошел в технику наших дней как одно из мощнейших ее средств. Ни одно ответственное сооружение теперь не строится, прежде чем его маленькое подобие — модель — не пройдет всесторонних испытаний.
Создатель множества замечательных машин и аппаратов, о которых читатель узнает из других глав книги, — самоходного судна, оптического телеграфа, прожектора, самоходной коляски — Кулибин прославил русскую механику и своими знаменитыми часами и автоматами.
Часы Кулибина, хранящиеся сейчас в Ленинграде, — шедевр механического искусства. Целая феерия, сопровождающаяся музыкой, разыгрывается множеством миниатюрных героев внутри этих небольших, с гусиное яйцо, часов. Их механизм состоит из нескольких сотен деталей.
Будучи придворным механиком, Кулибин создал десятки разных диковинных механизмов-автоматов. Его механический слон ворочал хоботом, а сидевший на слоне вожак-автомат управлял им и ударял в колокол.
Двор растрачивал бесценный талант Кулибина на конструирование забавных безделушек, оставляя без внимания его великие изобретения.
Но и в увеселительные механизмы Кулибин внес много нового и ценного для всей механики. Строя машины-игрушки, Кулибин заложил основы конструирования механизмов-автоматов. Метод построения машин, могущих воспроизводить сложные движения, рожденный Кулибиным, вошел необходимым звеном в автоматику — необычайно развившуюся к нашим дням область техники.
Замечательным строителем автоматических механизмов был и современник Кулибина — ржевский изобретатель Терентий Иванович Волосков.
Его часы — это поистине чудо механики. Видевший их русский офицер Ф. Н. Глинка писал: «Взглянув на часовую доску, вы увидите ее всю испещренную кругами: это целый месяцеслов, или в уменьшенном виде картина неба. Там движется серебряная луна со всеми ее изъяснениями; там протекает золотое солнце по голубому горизонту, который сжимается и распространяется по мере прибавления и умаления дня. Захотите ли узнать о настоящем годе, месяце, числе, о том, в каком положении луна или в каком знаке небесного пути находится солнце? Взгляните только на часы и тотчас все это видите!»
Вот как оценивает изобретение Волоскова известный историк русской техники профессор В. В. Данилевский.
«Астрономические часы Волоскова, — пишет он, — автоматически производили чрезвычайно трудные вычисления и показывали их результаты. Они представляли своеобразный «сколок мироздания». В них было представлено наглядно в движении все, что происходит в данный момент на небосклоне».
Только по одному этому творению Волоскова, являвшегося автором многих других изобретений, можно понять, какое огромное дарование жило в ржевском механике.
Тупое самодержавие безжалостно заглушило — в который раз! — и этот русский талант. Ни помощи, ни даже внимания не встретил Волосков.
Казенная царская наука, пресмыкавшаяся перед всем иностранным, предала забвению имя крупнейшего механика своего времени — Терентия Волоскова.
(Продолжение следует)
Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С173-176.