Перед выбором

Август этого лета ознаменовался чередой трагических и знаковых событий, к которым  невозможно остаться равнодушным. В качестве ответа и моральной поддержки мы решили предложить вниманию наших читателей избранные фрагменты из эссе Валентина Митрофановича Сидорова «Перед выбором». 

И хотя отдельные его мысли кто-то, возможно, воспримет как спорные, в целом автор очень точно подметил все язъяны нынешнего времени и нависшую угрозу цивилизации, предлагая всем нам серьезно задуматься и сделать выбор — в сторону созидания и эволюции на основе социальной справедливости и духовно-экологического императива или же падение в глобальную катастрофу.

Справка. В. М. Сидоров (1932 г., Воронеж — 1999 г., Москва) — русский поэт, писатель, учёный, общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1966), кандидат филологических наук (1978), профессор Литературного института имени А. М. Горького, основатель Всесоюзной (с 1991 года — Международной) Ассоциации «Мир через Культуру».

Перед выбором

1.

Быть может, это последняя попытка пробиться к сердцу и сознанию людей. Боюсь, что возможности для такого рода контактов исчерпаны или почти исчерпаны. Дело не только в том, что чрезвычайно трудно действовать в условиях информационной блокады, которая жестче любой цензуры (в связи с чем все чаще, как и в былые времена, приходится прибегать к услугам Самиздата). Дело в том, что в последнее время люди (если не все, то многие), разучились различать голос разума. Одни потому, что принимают слишком большую дозу теленаркотика. Другие потому, что просто-напросто разуверились, ибо их цинично и нагло обманывают все, кому не лень: и реклама, и пресса, и, конечно, нынешние власти.

Да и потом может ли в принципе культура духа, исповедуемая нами, стыковаться и соприкасаться с той сферой деятельности, которая называется политикой и которая, по мнению самих же политиков, загрязнена до ужаса. Пусть уж ею занимаются те, кто ощущает в себе соответствующее призвание. Все это так. Однако в жизни общества бывают столь критические и ответственные моменты, когда отстранение от политики равносильно капитуляции. Поэт Мигель де Унамуно в годы становления фашистской диктатуры в Испании пришел к выводу, который, на мой взгляд, совершенно четко проецируется на современную действительность: «есть способ избежать, чтобы политики делали плохую политику: сделаться нам всем политиками».

2.

Есть еще одно обстоятельство, заставляющее пойти на неординарный для духовной практики шаг: обостряющийся фактор времени. Программы политических партий и общественных движений нереальны уже потому, что они рассчитаны на десятилетия, причем относительно мирной и спокойной жизни. А этих десятилетий нам не отпущено. События набирают воистину космическую скорость. Счет идет уже на года, а сейчас, пожалуй, уже и на месяцы.

3.

Развитие современной цивилизации обрело самоубийственный характер. Это проявляется в том, что она уничтожает среду своего же собственного обитания. Она не в состоянии остановить спровоцированный ею разрушительный процесс экологии природы и экологии души, неразрывно связанные друг с другом.

Нынешняя цивилизация рассыпается по частям, наподобие машины, из которой вынули некий главный стержень. Даже извечные противники наши начинают осознавать, что этим стержнем была цельная в своем устремлении духа Россия.

4.

Сегодня многие задаются вопросом: что произошло с Россией и русским народом, дух которого не могли сломить жесточайшие испытания и лишения? Выдержать четыре года самой кровопролитной войны за всю историю человечества и растерять дух за четыре-пять лет перестройки и постперестройки.

На глазах изумленного мира народ-герой превратился в народ-попрошайку. Русских людей как будто подменили. Они, бесстрашно восходящие на эшафот во имя Родины, практически не оказали никакого сопротивления тем силам, которые втоптали в грязь само понятие «Родина». Что произошло? Кто виноват в случившемся?

5.

Ответ рабочего из Хабаровска (см. «Правду России» от 8 июля с.г.) — краток и категоричен: «Это телевизор виноват во всем». Наверняка сегодня подавляющее большинство людей подпишется под этим суровым вердиктом. Конечно, имеется в виду не телевизор сам по себе. Как таковой он лишь инструмент, который однако превратился в оружие психотронного свойства, когда очутился в руках творцов нравственного беспредела.

И все же в этом ответе не вся истина, а лишь часть ее. Будем глядеть правде в глаза: ничего не вышло бы у сеятелей тьмы, даже оседлавших средства массовой информации, если бы в нас самих не таилась тьма, на которую они могут воздействовать. А они — надо отдать им должное — с виртуозным искусством играли и играют на наших обидах, действительных и мнимых, и в особенности на чувстве зависти, которое, если верить преданию, родилось раньше рода человеческого. Недаром, поддавшись этому чувству, пал Ангел, наиболее приближенный к Богу.

Наше нравственное падение началось не сегодня, а еще тогда, когда был выдвинут печально-знаменитый лозунг «Догоним и перегоним Америку!», т.е. сравняемся с нею и даже превзойдем ее на потребительском уровне. Вряд ли мы подозревали сколь самоубийственную цель поставили перед собой. Ведь что такое Соединенные Штаты Америки, которые мы выбрали для себя в качестве примера и ориентира? Это государство-преступник, на котором лежит главная ответственность за экологические беды планеты. Потребляя несоразмерно удельному весу своей территории и своего населения более половины всей вырабатываемой на земном шаре энергии, оно создает чудовищный дисбаланс в природе. Второй «Америки» наша планета не выдержала бы. Разразилась бы глобальная экологическая катастрофа.

Добавлю, что цель, так или иначе сориентированная на американский образ жизни, вдвойне самоубийственна. Ведь чрезмерные благополучие и сытость несут с собой непременную гибель духа. Вспомните, что сказано в Священном Писании: Не хлебом единым жив человек».

Не так давно ЮНЕСКО привело специальное исследование о степени удовлетворенности жизнью в разных странах мира. И что же выяснилось? Хуже всех, оказывается, живут американцы и скандинавы, а лучше всех — индусы.

Так что если уж вступать с кем-то в соревнование, то следовало бы, пожалуй, догонять не Америку, а Индию!

6.

Итак, прежде чем искать виноватых на стороне, надо обратить свой взор на самого себя. Та или иная степень вины лежит на всех нас, без единого исключения. Ибо при нашем общем попустительстве (вольном или невольном) был ликвидирован прежний строй, причем антидемократическими и противоправными действиями. Вместо того чтобы выправить курс, который был намечен нам самой историей, но который нуждался в определенной корректировке, мы предпочли свернуть с него, а свернув, как бы очутились вне истории.

7.

Поэтому сейчас и не принято говорить о миссии России, возвышенно-мистический характер которой вступает в явное противоречие с нынешним положением вещей. Слишком уж затуманены небесные ориентиры той сверхзадачи, которая обозначилась после Крещения Русл и нашла свое концентрированное выражение в емкой формуле: «Русь Святая». Своеобразный символ веры, запечатленный в словосочетании «Русь Святая», покоился на убеждении, что самим Господом Богом ей предопределено быть страной воплотившегося Духа Святого, Духа Утешителя (по-гречески Параклета).

Отблеск этой миссии лег на российскую историю. По существу он стал ее движущим стимулом. И не только во времена Преподобного Сергия, которого в полном согласии с православной эзотерической традицией называли Параклетом России, но и тогда, когда были порваны внешние связи с православной традицией, а верующие в Россию Параклета были загнаны в подполье.

Русская идея на протяжении веков могла выступать (да и выступала) под разными наименованиями, но сознание комичности миссии России присутствовало в ней всегда. Не исключение и советский период истории, который не только не прервал поступательного движения духа, но, взорвав омертвевшую букву догматов, повысил до предела его огненное напряжение. Недаром в годы Великой Отечественной войны один из виднейших христианских иерархов английский архиепископ Хьюлетт Джонсон заявлял, что подлинными христианами он считает не прихожан своего храма, аккуратно исполняющих устав церковной службы, а миллионы русских атеистов, самоотверженно противостоящих сатанинской силе германского фашизма.

Недаром такие представители духовного подполья России, уповающие на приход Параклета, претерпев достаточно много от советского строя, никогда не зачисляли себя в разряд его противников. Дело в том, что источник всех зол они видели не в советской власти как таковой, а в ее разрыве, неоправданном, чреватым трагическими последствиями, с духовностью. Более того: как и великие Учителя Востока, лишь в грядущем соединении идей социальной справедливости, провозглашенных советской властью, с духовным потенциалом планеты они усматривали единственно спасительный шанс для человечества. С этого процесса, по их мнению, и должна начаться заповеданная Эра Параклета Утешителя. В своей деятельности они исходили из убеждения, что благоприятная возможность для такого конструктивно-космического синтеза обязательно сложится, но горе будет нам, если мы упустим её. Ибо тогда Россия повторит судьбу Иудеи. Как известно, евреи, веками ожидая Мессию, не поверили в Его приход и на своеобразном народном референдуме, инициированном первосвященниками, отвергли Христа Спасителя, за что впоследствии и были рассеянны по всему миру. Аналогичная участь — об этом мне, причастному, подпольному духовному братству, приходилось слышать неоднократно — может ожидать и русский народ, если в ответственный момент выбора, который в той или иной форме, несомненно, встанет перед ним, он отвергнет Параклета Утешителя.

8.

К сожалению, сбылось худшее из пророчеств. Ибо мы с вами отвергли Параклета Утешителя, причем накануне Его прихода.

В слова о Параклете Утешителе я не вкладываю мистический смысл, я имею в виду ожидаемое, но запоздавшее одухотворение марксистских идей. В последние годы советской истории эта перспектива обозначилась достаточно четко. Жить по-старому мы уже не могли: новое неодолимо стучалось во все окна и двери, решительным образом меняя картину общественно-духовной жизни. Вспомним, с каким энтузиазмом воспринимались отторгаемые официозом космические идеи Рериха или концепция ноосферы Вернадского.

Всем ходом событий мы были поставлены перед выбором, и мы его сделали, удивив этим выбором не только других, но, похоже и самих себя. С легкостью необыкновенной мы променяли свое духовное первородство на чечевичную похлебку материальных благ (к тому же по большей части иллюзорных).

Первым результатом такого шага стало начавшееся рассеяние русского народа: за пределами своего отечества очутились десятки миллионов русских людей.

9.

В годы перестройки (да и постперестройки тоже) нам нередко приходилось слышать призывы к публичному покаянию за ошибки нашего советского прошлого. Самое парадоксальное состояло в том, что исходили они от людей, которые более других и были повинны в этих ошибках, от бывших партийных идеологов и функционеров, а также в том, что адресовались они народу, который больше всего и страдал от этих ошибок. Собственно, с этого и начинался нравственный беспредел, за которым с неизбежностью последовал беспредел правовой, политический, экономический.

Однако сама мысль о покаянии верна. Но каяться нам должно не за советское прошлое (оно на фоне нынешнего всеобщего развала и бесконечной череды социальных унижений многим кажется потерянным раем), а за то, что мы бездумно предали его, превратившись в нравственных самоубийц. Без этого покаяния, но, разумеется, не публичного, которому всегда сопутствует или фальшь, или истерия, а глубинно-внутреннего и сугубо индивидуального (перед Богом — если ты верующий, перед совестью — если ты неверующий) невозможно наше духовное пробуждение.

Жизнь непредсказуема. Поэтому не надо сбрасывать со счета даже самых безнадежных людей. Вспомним Гоголя:

«Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; проснется оно когда-нибудь, — и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».

10.

Для характеристики современной ситуации вряд ли можно подобрать что-то более выразительное, нежели вот эти некрасовские строки:

Бывали хуже времена,

Но не было подлей.

И действительно, чего только не бывало в нашей истории. Знали мы тиранов, знали самозванцев, знали некомпетентных руководителей. Но ничего, аналогичного нынешнему режиму, мы еще не видели. Криминальное государство, узурпировавшее имя «Россия», это нечто новое и абсолютно ни с чем не сравнимое. Беда не только в том, что великую страну сверху донизу окутали воровские и мафиозные структуры, главная беда в том, что они, в соответствии со своей уголовной психологией, пытаются повязать нас всех круговой порукой, превращая нас в себе подобных: или в воров или на худой конец в непременных нарушителей законов, исполнять которые невозможно в силу их заведомой абсурдности. Нависла угроза не менее страшная, чем прямое физическое истребление. Если режим продлит свое существование, хоть на короткое время, по всей видимости, будут размыты сами основы русского характера — правдоискательство, бескорыстие, самоотвержение — и мы в духовном отношении превратимся в ноль.

Осознание этой смертельной опасности более чем необходимо, ибо в ближайшее время нам предстоит принять решение, быть может, самое ответственное за весь постсоветский период. Дело в том, что выбор, сделанный нами в недавнем прошлом и столь круто изменивший судьбу страны, еще не окончательный, и он нуждается в закреплении. Мы должны будем подтвердить или отклонить его. Конечно, предпочтительным вариантом развития событий были бы свободные демократические выборы. Дай Бог, чтоб они состоялись, но рассчитывать на них в полной мере не приходится. Они могут быть отменены; их итоги могут быть сфальсифицированы. Тогда наше волеизъявление должно будет принять иные формы. Оно может вылиться, например, в кампанию гражданского неповиновения.

Но по какому-бы сценарию ни развивались грядущие события, следует помнить, что цена нашей ошибки на этот раз будет исключительно велика. Дабы избежать её, я бы, пожалуй, держал в уме завет древней мудрости: «Если меня обманули один раз — позор тому, кто сделал это. Но если меня обманули дважды — позор мне самому».

11.

Принцип ненасильственных действий не прижился на исторической почве России. Как известно, идеи Льва Николаевича Толстого получили отзвук не у нас, а в Индии. Но времена меняются и в новых условиях с учетом всех обстоятельств сегодняшнего дня методы ненасильственной борьбы становятся приоритетными.

Кстати Маркс — может кому-то это покажется неожиданным — тоже отдавал им предпочтение. Оптимальным вариантом он считал не экспроприацию насильственным путем средств производства, а их выкуп у капиталистов. «Для нас было бы всего дешевле, — утверждал он, — если бы мы могли откупиться от всей этой банды».

Спрашивается: а почему бы нам не последовать этому совету Маркса? Почему бы не попытаться откупиться от нынешних прихватизаторов страны (а наиболее умные из них видят сколь ненадежно и шатко их положение), дав твердую гарантию, что их не только не тронут, но и не отберут того, что ими награблено? Пусть, если совесть позволяет, пользуются богатством неправедным. Пусть, если будет им со своим богатством некомфортно в нашей стране, отправляются за рубеж. Но пусть, наконец, оставят нас в покое и исчезнут с политической арены.

В конечном счете, от этого все мы окажемся в глобальном выигрыше. Ведь в противном случае — потоки крови. В противном случае ожесточение гражданской войны, которая, поскольку мы — ядерная держава, может взорвать и уничтожить не только нашу страну, но и весь мир.

12.

Контуры духовной державы угадывали в России величайшие умы планеты, например Рабиндранат Тагор. Как ни странно, но именно былое наше политическое и военное могущество как бы заслоняло от нас стержневую основу бытия нашего. Поэтому утрата нами статуса сверхдержавы может пойти во благо, если мы обретем предназначенный нам от века статус духовной державы. Ныне это единственная возможность выжить не только самим, но и помочь выжить всему человечеству…

14.

Безусловным приоритетом внешней политики Новой России будет Индия. В слиянии потенциалов этих стран великие Учителя Востока видели единственно реальный залог спасения планеты и ее дальнейшего устремленного движения вперед. Они четко обозначили переломный рубеж, которым ознаменуется новая космическая эпоха. По их мнению, она начнется лишь тогда, когда миллиард людей объединится на духовных началах. Есть все основания полагать, что подразумеваются народы России и Индии. Именно этот «миллиард», причастный духовной жизни и станет авангардом обновленного человечества, а не пресловутый «золотой миллиард» цивилизованных дикарей индустриально развитых стран, лишенный каких бы то ни было проблесков истинно духовной жизни…

17.

Существуют серьезные опасения, что нас может постичь та же участь, что постигла когда-то динозавров. Как известно, гибель динозавров явилась результатом столкновения Земли с астероидом. Некоторые полагают, что эта космическая катастрофа не случайна, что она была призвана положить конец тупиковой ситуации на Земле. Дело в том, что динозавры, в течение десятков миллионов лет полновластно хозяйничающие на Земле, оказались слишком тупы и в их маленькие примитивные головки никак не мог втиснуться дух, которому предстояло быть воплощенным на нашей планете.

А вот новые хозяева Земли — люди — явили другую крайность: они оказались слишком умны и, не сумев наладить гармоничного отношения с воплотившимся духом, довели планету до такого состояния, что жизнь на ней снова заходит в тупик… Вероятность глобальной катастрофы достаточно реальна…

18.

Но не хотелось бы завершать размышления на пессимистической ноте. Обнадеживающий закон духовной диалектики гласит: «Может — не значит будет». Пророчества подчас даются в качестве предупреждения и воспринимать их следует как сигнал, как призыв сделать все, чтобы они не исполнились. Чудо внутреннего преображения человека способно решительным образом изменить все: и отклонить в сторону смертоносный снаряд из Космоса, и остановить, казалось бы, неминуемое падение людей в апокалипсическую бездну.

Надо держаться до последнего, ибо шанс на спасение нам оставляют всегда. Вопрос лишь в том: сумеем ли мы им воспользоваться или нет?

Сегодня этот шанс, как уже неоднократно бывало на протяжении веков, в руках у русского человека. От его выбора ныне зависит: станет ли Россия страной Параклета Утешителя, что будет означать синтез идей социальной справедливости и норм духовной жизни, или превратится в колонию, что будет означать ее физическое вырождение и духовную смерть. Третьего не дано.