Пандемия коронавируса, по мнению доктора философских наук И.В. Иванова, еще раз показывает ложность многих установок и идей современного мира.
Происходящие в мире события заслуживают того, чтобы подвергнуть их философскому осмыслению.
Первое, что поражает – исключительная хрупкость, если только не эфемерность, техногенно-потребительской цивилизации, в которой мы живем. Все технологии, в том числе и цифровые, приводящие в экстаз современного обывателя; искусственный интеллект, претендующий чуть ли не на замещение живого сознания человека; все экономические богатства и политические институты – всё сразил, подкосил под корень примитивный, невидимый человеческим взором вирус, который даже сложно назвать живым существом. Природа слегка «вздохнула», и наш человеческий мир, казавшийся вечным и прочным, вся пресловутая глобализация посыпались, как карточный домик.
Нет оснований сомневаться, что даже если этот вирус и победят, рано или поздно появится новая губительная болезнь, или проснется очередной вулкан, вскипит гигантское цунами или придет жара, вроде той, что этим летом буквально спалила Австралию. Никакого возвращения к беззаботному и сытому образу жизни не будет. Начал действовать «эффект домино». Любая деградирующая система рано или поздно вступает в период быстрого и непредсказуемого распада, который в синергетике называется режимом с обострением. Такую систему спасать и лечить бесполезно, как бесполезно надеяться на выздоровление больного, находящегося в состоянии агонии.
В условиях разрушающегося старого мира надо начинать строить новый и лучший, ответственный и рациональный мир с новым мировоззрением, новыми формами единения и совместного творчества людей, новым отношением к природе, культуре, науке и собственной личности. Это будет духовно-экологический (или ноосферный) мир, о котором мы говорим и пишем уже давно.
Кто-то скажет, что уже сколько раз старую цивилизацию и ее вершину – западный капиталистический мир; хоронили, а он все живет и даже процветает. Однако о процветании западного мира в основном говорят отечественные западники, сами там не живущие. А о резком ухудшении различных сторон жизни в Европе, особенно в виде наступления на права простых людей, не говорит разве что ленивый. Так что новая цивилизация стучится в двери. Ее призрак бродит не только по Европе, но и по Азии, и по Америке. Очень важный знак, что крушение необратимо – последний доклад Римского клуба, сделанный еще до того, как джин коронавируса вырвался из бутылки. Его название показательно: «Старый мир обречен. Новый мир неизбежен».
Какие уроки в плане неизбежности перехода к новому духовно-экологическому миру можно извлечь, анализируя происходящее вокруг?
Во-первых, это кризис городской цивилизации, изжившей себя. Пора расселяться из гигантских мегаполисов в более мелкие города и в деревни. Благо современные информационные технологии дают возможность дистанционно общаться, работать и учиться. Понятно, что компьютерное общение в социальных сетях никогда не заменит живого человеческого общения, однако оно позволяет находиться в пространстве человеческой цивилизации. Что касается живого общения, то в небольших коллективах и общинах, спаянных совместным трудом, оно приобретает качественно новый, непосредственный и сердечный, а не механический и опосредствованный характер, свойственный городским скоплениям людей. Село и сельский труд обеспечивают наше существование самыми важными вещами – продуктами питания и здоровым образом жизни в здоровой окружающей среде. Село всегда было основой жизни, его роль сегодня колоссально возрастает и оно должно получать приоритетную поддержку государства. На богатых дачах и загородных виллах не укрыться и не выжить богачам и политикам (псевдоэлите техногенно-потребительской цивилизации), ибо там скоро нечего будет есть, а сами они работать не умеют. Выживут реальные труженики в сельских местностях, способные обеспечивать самих себя и кормить других.
Во-вторых, исключительную ценность приобретают большие континентальные пространства с богатыми биосферными ресурсами и возможностями нового массового расселения людей. Такими богатствами обладает только Сибирь. Она с необходимостью превращается в центр и ось мира, что предчувствовалось многими мыслителями от Ломоносова до Шпенглера. Сегодня это не фантазия, а реальность.
В-третьих, пора возвращаться к древним истинам, в частности, о «материальности мысли». Эта расхожая формулировка, становящаяся, кстати, все более популярной среди рядовых людей, отражает вполне реальный факт: мысль человека является реальной физической силой в мире. Или, говоря философским языком, мысль субстанциальна. Здесь не место разворачивать аргументацию в пользу этого тезиса. Скажу лишь, что постепенно накапливаются не только факты, говорящие в его пользу, но и соответствующие научные и философские модели. Самое же главное другое: принципиальное значение, судя по всему, имеет «моральная окраска» любой мысли. Не случайно параллельно накапливаются факты, говорящие о важности моральных установок личности и общества. Отсюда напрашивается вывод (или гипотеза, если угодно): негативные мысли, особенно переполняющие людей в городах, имеют выраженный деструктивный характер. То есть они воздействуют не только на самого человека, но и на других людей и даже, судя по всему, на природные объекты и процессы.
То есть человек должен искать истоки крушения старого мира, превратившегося в Новую Атлантиду, не во внешних факторах, не в слепых силах природы, как привычно думает усредненное и механистическое сознание современного европейца-безбожника, а в самом себе. Пришло время возвращаться к великому искусству мысли, которая всегда прибывает с нами и в нас. Известно, что святые всех мировых религий, жили и живут дольше, обладают лучшим здоровьем, чем обыватели всех времен. Это установил П.А. Сорокин в своих исследованиях альтруистической любви. Сегодня мощь благой мысли, способной преобразовывать плоть и одерживать победу над смертью, доказывает феномен бурятского ламы Итигэлова. Конечно, против вирусов надо искать вакцины, но нет ничего сильнее вакцины благожелательной, четкой и устойчивой мысли. Вспомним необъяснимые случаи, когда высокие духом сестры милосердия не заражались во время эпидемий.
В-четвертых, человечество должно объединяться вопреки эгоистичным и корыстным политикам. Противостоять хаосу можно только вместе. Для начала надо всем объединиться в борьбе за мир против сил мирового милитаризма и ксенофобии. Да и коронавирус в одиночку не победит ни одна страна. И, кроме мира во всем мире, надо обязательно совместно бороться за экологию, культуру и образование. Десять лет назад общественность Алтая и Сибири отстояла в борьбе с Газпромом на Алтае плоскогорье Укок – объект Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая», через который хотели напрямую вести в Китай газ, прокладывать автомобильную и железную дороги. Можно себе представить, в какой ситуации сегодня находились бы Республика Алтай, Алтайский край, да и вся Сибирь, если бы этот разрушительный проект был реализован.
Можно высказать гипотезу: человеку, который прекрасно мыслит, умеет трудиться и ладить с другими людьми, который не впадает в панические настроения, верит в лучшее будущее и что-то делает ради него – тому не страшен никакой коронавирус. Такие люди обязательно построят духовно-экологическую цивилизацию.
Иванов А.В., д.ф.н., профессор АГАУ