Кризис глобального эгоизма

Индивидуализм – одна из важных установок современного западного (либерального) общества. Но он самым тесным образом граничит с эгоизмом. Не случайно последний тоже, по сути, стал активно оправдываться всевозможными психологами в нашей стране под предлогом «любви к себе». Но на эгоизме не построишь ни одно сколько-нибудь устойчивое общество, ― вспомним классическую басню о том, как легко переломить один прутик и как трудно – пучок плотно сложенных прутьев. И сегодняшняя ситуация с коронавирусом снова это доказывает.

В жизни, как отдельного человека, так и  социальных общностей, периодически случаются так называемые «пограничные ситуации», связанные с коренной ломкой  психологических стереотипов, отказом от старой системы ценностей или привычных мировоззренческих установок. Это происходит, когда люди заглядывают в лицо смерти: переживают стихийные природные бедствия, войны, революции или массовые эпидемии, как в случае с коронавирусом. Из «пограничных ситуаций» часто выходят совсем другими людьми и другими социальными общностями, убеждаясь в иллюзорности идей, еще вчера казавшихся  истинными.

Нечто подобное происходит сегодня с европейцами,  так гордившихся своей европейской солидарностью и братским единством перед лицом мировых вызовов. Сегодня их единое европейское Я трещит по всем швам. Итальянцы, больше всех пострадавшие от пандемии, столкнулись с тем, что общеевропейские институты бросили их на произвол судьбы, австрийцы перекрыли границы, а немцы отказались поставлять средства индивидуальной защиты. На помощь итальянцам пришли … китайцы, которых вчера рассматривали, чуть ли не как главных конкурентов Евросоюза и рассадников тоталитарной идеологии. Что это, как не доказательство того, что в рамках Евросоюза объединялись типичные эгоисты, которым было хорошо и комфортно вместе, пока историческая ситуация им благоприятствовала и можно было строить свое процветание за счет других народов, например,  бывшего СССР? Принцип конкуренции, т.е. выраженный в политкорректной форме принцип животной борьбы за существование, теперь оказался обращенным против самих европейцев. Каждый из эгоистов, озаботившись  самим собой, закрыл границы для защиты собственного населения.

Когда в качестве главной цели объединения народов, стран или фирм провозглашается  достижение конкурентных преимуществ за счет интересов других народов, стран или фирм, то рано или поздно эта конкурентно-конфликтная ментальность возвращается  бумерангом и изнутри разрывает иллюзорный союз эгоистов.

Нынешний кризис еще раз подтверждает старую истину: подлинное и крепкое объединение народов, стран и фирм возможно лишь на принципе общего блага, где надо обязательно помогать больному и слабому и заново учиться  жертвовать, ибо только рука дающего никогда не оскудевает.

В этом плане меня удивляет позиция России. Если у нас в стране ситуация относительно благополучная, то почему мы не помогаем бороться с вирусом той же Италии, Испании  или Франции? Международная медицинская  помощь вовсе не исключает закрытия собственных границ на карантин. Если мы на словах такие  патриоты и носители православного русского духа, то, как же в этой ситуации не проявить его важнейшее нравственное качество – готовность бескорыстно помочь страдающему ближнему и дальнему? Такая помощь, в конечном счете, всегда оказывается для страны и народа гораздо более выгодной, чем торговля нефтью и газом.

Иванов А.В., д.ф.н., профессор Алтайского государственного аграрного ун-та