Родина велосипеда. О «санях-самокатах»

«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой  науки и техники. Шел сентябрь 1801 года. На улицах Москвы было шумно. Происходили официальные торжества — коронация императора Александра I. В самый разгар празднества, сопровождаемая огромной толпою народа, неожиданно появилась необычайная процессия. Во главе ее на какой-то странной тележке двигался человек.  Казалось, он сидел верхом на скамеечке над двумя тонкими железными колесами. Ноги человека упирались в небольшие ступеньки у оси переднего колеса.

Тележку с человеком никто не вез за собою, никто не толкал сзади: она ехала сама и, что вызывало всеобщее недоумение, она не падала набок, хотя колеса её были установлены не рядом, как в обычных телегах, а одно за другим.

Фамилия человека, сидевшего верхом на «самокатной тележке», была Артамонов. Он приехал в Москву с далекого Урала, из Верхотурского уезда на самокате своей конструкции.

Об этой истории скупо рассказывает нам «Словарь Верхотурского уезда», что хранится в Свердловской областной библиотеке.

Из словаря мы узнаем, что верхотурские дворяне, дабы снискать «высочайшее внимание» императора, направили крепостного изобретателя Артамонова в Москву на его самокате и приказали явиться в столицу точно в день коронации.

Огромный путь в 2 500 километров проделал на велосипеде Артамонов по дорогам России, но прибыл в срок.

Александр I, как сообщает словарь, «вознаградил» изобретателя самоката — освободил его от крепостной зависимости. Вольный человек Артамонов уехал на своем самокате обратно на Урал.

Так мы узнаем о рождении первого в мире велосипеда и о первом величайшем велопробеге общей протяженностью свыше 5 тысяч километров.

Длинный путь пролег от первого велосипеда до современной легковой машины, используемой как удобное транспортное средство сотнями тысяч людей.

На протяжении длительного времени считали, что велосипед был изобретен за рубежом. Называли при этом обычно имя уже упомянутого нами Дреза, который в 1813 году изобрел «беговую тележку». На этой тележке ездили сидя верхом и отталкивались ногами от земли: никаких педалей не существовало. Считали также, что первые педали для вращения переднего колеса велосипеда были установлены английским механиком Мак-Милланом в 1840 году, а еще пять лет спустя француз Мишо окрестил тележку велосипедом. Однако этот деревянный велосипед выпуска 1845 года, заслуживший, кстати, название «костотряса», был гораздо не совершеннее артамоновского.

Созданный почти за полстолетия до «костотряса» велосипед Артамонова был целиком построен из металла. На переднем колесе, диаметр которого был в два раза больше заднего, укреплялись педали с шатунами

Руль, велосипедная рама, колеса были изготовлены из легких полос железа. Деревянное седло было закреплено на пружине.

Вернувшись из Москвы, Артамонов продолжал совершенствовать свое изобретение. Им было построено еще несколько самокатов, более прочной конструкции и более легких по весу. Копия одного из артамоновских велосипедов находится сейчас в Политехническом музее в Москве, а велосипед, на котором изобретатель приезжал в Москву, хранится в Нижнетагильском музее.

Именно в России, с ее бескрайными просторами, глубокими снегами и продолжительной зимой, могла родиться сказка о чудесных санях, что сами бегают по зимним дорогам и снежной целине, сокращая время и расстояния. Именно здесь эта сказка была воплощена в совершенно новый, оригинальный вид транспорта — аэросани.

Движущей силой аэросаней служит воздушный винт, вращаемый мотором. Скользят сани на лыжах-полозьях по снегу. Управляются они подобно автомобилю. Таким образом, это своеобразное сочетание саней, автомобиля и самолета.

Еще в стародавние времена пытались на Руси создать подобные самокаты. Двести лет тому назад талантливый изобретатель и строитель «самобеглой кареты» крестьянин Леонтий Шамшуренков задумал и предлагал «для апробации сделать сани, которые будут ездить без лошадей зимою, а для пробы могут ходить и летом с нуждою». Как он собирался разрешить эту проблему, нам неизвестно. Его предложение не встретило поддержки в правительственных кругах царской России.

Первые сани-самокаты были созданы лишь через сто лет. Вот как в одном документе начала прошлого века описывается это интересное изобретение москвича Ивана Кулагина: «Яузской бумажной мельницы работничек Ивашко Кулагин выдумал сани с парусом, а у тех саней два крыла и ездить они без лошадей могут. Катался на них в пустырях ночью». В соответствии с уровнем развития техники Кулагин смог использовать для самокатных саней только силу ветра.

Этой же силой пользовались для передвижения по льду жители северных районов нашей страны — поморы. Их легкие сани свободно ходили по льду рек и моря под парусами.

Первые в мире аэросани с воздушным винтом были построены в России группой инженеров-энтузиастов в 1910 году. Сани состояли из пары лыж, прикрепленных к легкой раме. На этой раме был установлен одноцилиндровый двигатель связанный ременной передачей с воздушным винтом. Эти легкие сани, рассчитанные на одного человека, развивали скорость до 10—15 километров в час.

Уже через год после этого, 6 февраля 1911 года, Российским автомобильным обществом впервые были проведены испытания и состязания аэросаней нескольких конструкторов. В этот период в Москве аэросани строили Желтухов, Меллер, в Петрограде — Лебедев, в Уфе — Веденеев, в Киеве — группа студентов Киевского университета.

Чем тяжелее сани, тем большую силу трения должны они преодолеть при движении. Поэтому основа хорошего хода аэросаней — это максимальное облегчение их.

Учтя это обстоятельство, инженер Кузин построил в 1912 году аэросани с выдающимися ходовыми качествами. На легкую конструкцию саней был установлен чрезвычайно легкий авиационный мотор с винтом. Аэросани перевозили до пяти пассажиров и развивали большую скорость.

Успехи были настолько очевидны, что уже в первую мировую войну эти аэросани зимой применялись в русской армии в качестве средства связи.

После Великой Октябрьской социалистической революции разработкой и строительством аэросаней занялись крупнейшие в Советском Союзе научные институты ЦАГИ и НАМИ.

Конструкция аэросаней была доведена до совершенства. Сани испытаны в неоднократных пробегах и на постоянно действующих аэросанных линиях в суровых условиях Арктики. Современные аэросани, оборудованные мощными авиационными двигателями, развивают скорость до 70 километров в час, имеют комфортабельные утепленные кабины.

Во время Великой Отечественной войны в наших частях существовали специальные аэросанные подразделения, обслуживавшие фронт как санитарные машины. По снежному бездорожью, кратчайшим путем подвозились на аэросанях медикаменты и вывозились раненые.

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С.232-235.