Грозное оружие. Артиллерия – «Бог войны»

«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники.  Горячая любовь к родине, желание защитить ее от посягательств иноземных захватчиков воодушевляли талантливых русских людей на создание замечательных образцов вооружения. Ведущее место занимала в русской армии артиллерия, в создании и овладении которой наша родина была неизменно впереди других государств. Старинные документы говорят нам о том, что первые пушки на Руси были уже свыше 550 лет тому назад. 

О том, что в нашей стране в последние годы княжения Дмитрия Донского войска уже были вооружены пушками, повествует Голицынская летопись. Западные историки военной техники, ссылаясь на известный факт привоза в нашу страну в 1389 году иностранных пушек — «армат», пытаются утверждать, что именно с этого времени и следует начинать историю русской артиллерии. Но пушки были в нашей стране и раньше. Известно, что за семь лет до прибытия с Запада первых «армат» на стенах Москвы уже стояли пушки — так называемые «тюфяки». Залпы этих пушек гремели с московских стен в 1382 году, когда боевые «наряды»—так называлась тогда артиллерия — обороняли столицу «огненной стрельбой» от нашествия войск хана Тохтамыша.

Археологические изыскания рассказывают нам о широком размахе, который получило производство пушек уже в первое столетие существования русской артиллерии. В этом убеждает нас и то, что в районе Устюжны Железнопольской, — а это был один из важнейших металлообрабатывающих центров нашей страны, — было найдено около тридцати орудий, относящихся к XV веку. Исследователи установили, что, создавая эти орудия, русские мастера сваривали проковкой железные полосы между собою в трубу-ствол и насаживали на него потом для прочности железные кольца.

В начале XV века в нашей стране была налажена отливка орудий. Первыми, что освоил это производство, были русские колокольные мастера— первоклассные литейщики. Первое время у нас лили пушки, как и во всем мире, только из бронзы. Знаменитый «Пушечный двор» в Москве, созданный в 1478 году по приказу Ивана III, где сосредоточивалось производство русских пушек, являлся одним из крупнейших арсеналов того времени. Литейщики «Пушечного двора» были не только создателями первоклассных по тем временам орудий, но и одновременно замечательными художниками. Дошедшие до наших времен орудия их выделки украшены замечательными барельефами.

Одними из первых литейщиков пушек были два Якова. За ними в истории нашей артиллерии оставили след «Яковлевы ученики Ваня и Васюк», а затем два знаменитых пушечных мастера — Семен Дубинин и Андрей Чохов. Чоховым отлита в 1586 году известная «царь-пушка», находящаяся ныне в Кремле. Диаметр ее ствола—80 сантиметров, длина его — свыше 5 метров. Предназначалась эта пушка для стрельбы «дробом» — мелкими камнями.

На стволе этой гигантской пушки отпита скромная надпись: «Делал пушку пушечный литец Ондрий Чохов. Весу в ней 2 400 пудов». На многие годы опережали русские изобретатели творения иностранных мастеров пушечного дола.

В 80-х годах XIX века Петербургский артиллерийский музей посетил немецкий «пушечный король» Крупп. Был он в те годы известен, как богатый промышленник и родоначальник многих усовершенствований в пушечном деле. Считался он и изобретателем механического клинового пушечного затвора. Этот затвор давал возможность заряжать пушки не со стороны дула, а с задней части ствола, что увеличивает скорострельность орудия. Крупп задержался возле двух маленьких изящных пищалей, сделанных в XVII веке. Эти пищали имели одну особенность — механический клиновый затвор. Выдвижение затвора для зарядки пищали осуществлялось с помощью специальной зубчатой рейки. Оказалось, что на двести лет опередили наши пушкари европейскую «знаменитость». В Артиллерийском же музее находится и первая в мире пушка с завинчивающимся затвором, который мы вправе считать родоначальником современных поршневых затворов.

Там же хранятся и первые в мире нарезные орудия В музее два таких орудия — выпуска 1615 года.

Сейчас в мире нет ни одной действующей пушки, канал которой не имел бы нарезов. Дело в том, что нарезы — неглубокие спиральные канавки на стенках канала орудия, в которые врезается мягкая медь так называемых «ведущих поясков» снаряда, — сообщают ему быстрое вращательное движение. Это обеспечивает дальность, а главное — устойчивость, точность полета снаряда.

Любопытно, что в Англии и Германии, оспаривая первенство в изобретении нарезных пушек, считали, что такое обновление артиллерии произошло во второй половине XIX века. Однако, уже в XVIIвеке русские пушечные мастера выпускали трехдюймовые пушки-пищали, каналы которых имели десять спиралей-нарезов.

Стремясь увеличить скорострельность пушек, русские мастера создали многоствольные, так называемые «органные орудия». «Адский орган», сделанный в 1741 году механиком Нартовым состоял из 44 бронзовых мортирок, укрепленных на вращающемся барабане лафета.

Изобретение в конце первой половины XIX века новых видов пороха чрезвычайно повысило мощность, дальнобойность орудий. Но одновременно эти новые порохи, создававшие при сгорании в канале ствола значительно большее давление газов, чем раньше, потребовали применения в артиллерии и новых материалов для стволов. Старые материалы — бронза и чугун — уже не в состоянии были выдержать колоссального давления пороховых газов при выстреле.

Применение же нарезных орудий окончательно вытеснило из артиллерии бронзу и чугун, их заменила сталь. Новую эпоху в артиллерии открыли литые стальные пушечные стволы с нарезными каналами.

В I860 году русским металлургом Обуховым была отлита первая в мире стальная пушка. Ее с успехом испытали на 4 000 выстрелов. Через два года на всемирной выставке в Лондоне эта пушка Обухова получила высокую оценку признанных авторитетов в области артиллерии и была премирована золотой медалью. Сталепушечные заводы, основанные для использования изобретения Обухова в Петербурге, а затем в Перми, были лучшими орудийными заводами в Европе.

Развитие артиллерии в те же времена выдвинуло перед конструкторами орудий целый ряд сложных теоретических проблем Одной из важнейших задач была разработка расчета прочности орудийных стволов. Заслуга решения этой основной для артиллерии задачи принадлежит русскому ученому академику Акселю Вильгельмовичу Гадолину.

А. В. Гадолин указал, что во время выстрела отдельные слои металла ствола орудия напряжены не одинаково, что внутренние слои напряжены до предела, а наружные — чрезвычайно слабо. Поэтому бессмысленно изготовлять орудия с очень толстыми стенками: большая часть их металла все равно не будет использоваться.

Он предложил делать стволы орудий тонкостенными, но скрепленными обручами. По его расчету стальные кольца, надетые в горячем состоянии на ствол, остывая, сожмут его и создадут в нем внутренние напряжения, стремящиеся сжать металл. При выстреле эти напряжения будут противостоять напряжениям, которые вызывает давление пороховых газов. Таким образом, сопротивление ствола орудия значительно возрастает.

Работа Гадолина «Теория орудий, скрепленных обручами», изданная в 1861 году, положила основу новому направлению в развитии артиллерии.

Не менее значительны работы выдающегося русского артиллериста Николая Владимировича Маиевского. Научное творчество его развернулось в тот период, когда артиллерия прощалась с гладкоствольными пушками, стрелявшими круглыми ядрами, и переходила к применению нарезных орудии, стрелявших продолговатыми снарядами, вращавшимися при полете.

Теория и практика нарезных орудий, полностью вытеснивших впоследствии артиллерию гладкоствольную, были в те годы совершенно неизученной областью. Н В. Маиевский был здесь первым исследователем-новатором. Сочетая теоретические исследования движения снарядов в стволе орудия и в воздушной среде с широко организованными опытами и практическими стрельбами на полигонах, Маиевский доказал огромное преимущество нарезных орудий и вращающихся продолговатых снарядов и ускорил тем самым перевооружение русской армии.

Своими статьями, публиковавшимися на протяжении ряда лет (начиная с 1860 года) в «Артиллерийском журнале» и переведенными на все иностранные языки, Н. В Маиевский создал прочную основу «внутренней баллистики» и «внешней баллистики» — наук, изучающих движение снаряда в канале ствола пушки и вне его.

При решении одной из важнейших задач внешней баллистики — исследовании сопротивления воздуха летящему снаряду, Маиевский особое внимание обратил на ту большую роль, которую играет в этом случае скорость звука.

Своими работами в этой области Маиевский определил на многие годы все развитие учения о сопротивлении воздуха летящему телу. Когда скоростная авиация встретилась с необходимостью изучения сверхзвуковых скоростей полета, ученые-аэродинамики опирались на труды выдающегося русского артиллериста Маиевского.

Выход в свет книги Маиевского «Курс внешней баллистики» явился научным событием огромного значения. Книга стала основным руководством для артиллеристов всех стран и принесла ее автору заслуженную славу «первого баллистика Европы».

Продолжателем дела Н. В. Маиевского явился Николай Александрович Забудский. Сочетая силу мысли теоретика с блестящими экспериментаторскими способностями, Забудский весьма успешно развил науку о баллистике Его труды еще раз заставили признать русскую баллистическую школу ведущей в артиллерийской науке. Конструкторская деятельность Забудского может быть охарактеризована следующим примером. 76-миллиметровая, «трехдюймовая», русская полевая пушка, спроектированная им в 1902 году, настолько превосходила по качествам всех своих зарубежных соперниц, что в первую мировую войну она по праву считалась лучшей пушкой, а после модернизации, проведенной советскими артиллеристами, с успехом применялась как дивизионная пушка на фронтах Великой Отечественной войны.

Идея первой скорострельной пушки также была выдвинута и осуществлена в России. В 1874 году талантливый механик В. С Барановский сконструировал первую пушку такого типа. Во Франции скорострельные пушки были созданы только в 1897 году, в Англии — в 1903 году, а в Германии и того позже — в 1906 году.

Скорострельные пушки Барановского применялись как в горной, так п в полевой и корабельной артиллерии. Они имели затворы, весьма близкие к современным, и были снабжены оптическим прицелом. Стволы при выстреле, как это происходит во всех современных пушках, откатывались по лафету и автоматически накатывались. Пушки Барановского, появившиеся почти на четверть века раньше аналогичных орудий Западной Европы и Америки, уже в 1877— 1878 годах успешно применялись русскими войсками в войне с Турцией.

На пятьдесят лет опередил заграничную технику своим изобретением инженер Колокольцев. Еще в 1876 году для удобства перевозки и обновления тяжелых артиллерийских систем он предложил разборные стволы, состоящие из основного тела ствола и вставлявшейся в него относительно тонкой трубы — так называемого «лайнера». Сейчас этот конструктивный принцип — «лайнироваиие» — широко применяется во всех армиях и флотах мира. В 1904 году мичман С. Н. Власьев изобрел миномет, который широко применялся при обороне Порт-Apтура.

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С.253-258.