Научные корпорации и государственная бюрократия

Становится очевидным, что государственная бюрократия большинства европейских стран просчиталась в выборе форм борьбы с коронавирусом, явно перегнув палку с режимом изоляции. Сегодня ситуация в плане количества заболеваний радикально не изменилась по сравнению с тем, что было два месяца назад. Но все страны, тем не менее, ослабляют карантинные меры, понимая, что их продление вызовет не только крах экономики, но и социальный взрыв. Нынешние бунты в США — прямое следствие психического перенапряжения, связанного с изменением привычного образа жизни людей.

Возникает вопрос: а какова главная причина того, что государственная власть элементарно ошиблась, не сумев ни правильно оценить масштабы эпидемии, ни выбрать адекватные средства для борьбы с ней?

И ведь это не первый случай, когда система властных действий ведет к зримому ухудшению ситуации или дает результаты, расходящиеся с первичными ожиданиями. Помимо сферы медицины можно указать на систему образования, уже давно страдающую от вопиющей бюрократической некомпетентности. У всех на памяти также ситуация с известным экономистом Глазьевым, который будучи советником президента, активно и по существу критиковал официально проводимый экономический курс, но ничего из его содержательных экономических предложений так и не было учтено.

Я не буду привлекать ныне модные теории мирового заговора, хотя и этого исключать нельзя. Укажу на вещь совершенно очевидную: власть перестала прислушиваться к мнению независимых научных экспертов при принятии ответственных решений, ― в лучшем случае опираясь на узкий круг заранее лояльных к ее мнению ученых, чаще всего высокопоставленных («карманных экспертов»). А еще чаще руководствуясь иными — идеологическими, политическими или даже личными — соображениями.

Причем это дистанцирование государственной бюрократии от научного сообщества заметно не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Можно уверенно предположить, что если ситуация во взаимоотношениях между властью и наукой кардинально не изменится, то в будущем число государственных провалов и ошибок будет только возрастать.

Что нужно, на мой взгляд, сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

Во-первых, власть всех уровней должна советоваться с подлинным научным сообществом при принятии ответственных решений. Критерий отбора экспертов известен — их реальные результаты и авторитет в научных кругах. Важно, чтобы эксперты представляли различные научные школы и регионы страны. Зачастую московские ученые имеют крайне предвзятые и книжные представления о том, что происходит в регионах. Желательно также, чтобы во всех регионах были сформированы независимые и периодически обновляемые экспертные сообщества по разным вопросам общественной жизни. Кое-где они действуют, но это необходимо закрепить законодательным путем.

Во-вторых, стратегические решения, связанные с масштабными реформами науки, медицины, культуры или образования должны приниматься на всероссийских съездах данных профессиональных корпораций и на основе документов, выработанных самими этими корпорациями, а не в узких и темных министерских коридорах. Так будет задействован коллективный интеллект нации, и он же будет нести ответственность за принятые глобальные решения. Сегодня тексты большинства министерских законов и постановлений анонимны, и за них никто не отвечает.

В-третьих, вместо всем надоевших пропагандистских шоу на телевидении нужны систематические, публичные и академические, экспертные обсуждения насущных проблем развития страны с обязательным участием ученых с периферии, ―  особенно из азиатской части России, куда неизбежно рано или поздно, как это предвидели Менделеев и Вернадский, переместится политический и хозяйственный центр страны.

В обсуждениях также не должно быть никакой идейной и политической цензуры, а лишь соблюдение всем известных этических норм научной полемики. Один из важнейших критериев рациональной и ответственной власти – умение слушать жесткую критику в свой адрес и делать из нее правильные выводы.

Научное сообщество России готово разделить с федеральной и региональной властью ответственность за развитие страны, весь вопрос заключается в том, готова ли к этому сама государственная власть?

Иванов А.В.