О каникулах с пользой. Уроки в природе

В этой заметке мы расскажем какую работу, кроме посещения заказника, провели ельцовские школьники в августе. Налаживая тесное взаимодействие с различными общественными экологическими организациями и научным сообществом, школьное лесничество «Салаир» приняли у себя гостей. Это были эксперты, специалисты в области ботаники (наука о растениях) и энтомологии (наука о насекомых). Среди них: Виктор Николаевич Никулкин, менеджер проектов АРОО «Экоклуб» и учёные Института биологии и биотехнологии АлтГУ – Елена Александровна Кучина, старший преподаватель кафедры зоологии и физиологии и Наталья Владимировна Елесова, доцент кафедры ботаники, кандидат биологических наук.

Вместе с ними приехали и недавние друзья, с которыми активисты школьного лесничества познакомились этой весной – детский туристический отряд «Караван» из Первомайского района во главе с руководителем Александром Анатольевичем Скачко и двоими его воспитанниками – юными исследователями природы. Поездки учёных к школьникам в разные районы Алтайского края осуществляются в этом году в ходе реализации проекта «Практическая наука для школьников. Уровень – Университет», поддержанного Фондом президентских грантов в рамках работы программы «Усынови заказник».

Для местных школьников преподаватели университета провели интересные образовательные мастер-классы по изучению и сбору насекомых, а также составлению гербария. «Уроки» проходили на природе, где дети могли непосредственно знакомиться с объектами о которых рассказывали учёные.

Вначале ельцовские ребята, натуралисты 6 и 9 классов, предложили гостям отправиться на пруд Ключи. Здесь состоялось первое занятие по гидробиологии – изучению водных и околоводных обитателей. С большой заинтересованностью школьники наблюдали живые объекты в воде. Под руководством Елены Александровны ребята ловко орудовали специальными сачками, собирали различных, пока ещё им не известных «букашек», складывали их в приготовленные заранее специальные баночки, чтобы потом рассмотреть получше с помощью специального увеличительного прибора – бинокуляра.

В пруду юннаты наловили массу пиявок. Но это была не редкая медицинская пиявка, что попала на страницы Красной книги Алтайского края, а довольно обычная для алтайских водоёмов, широко распространённая малая ложноконская пиявка. В отличие от медицинской она не питается кровью млекопитающих, а ведёт хищный образ жизни, охотясь на мелких водных обитателей.

Самым удивительным из водных насекомых для ребят оказался водяной скорпион – ранатра. Это насекомое действительно похоже на скорпиона. И кусается, довольно-таки больно, прищипывая кожу хватательными передними конечностями.

После пруда вся дружная компания отправилась на луг, где дети постигали азы сбора наземных насекомых. В энтомологические сачки к ним попадали и саранча, и кузнечики, а также шмели и пчёлы. Ребята, особенно девочки, с опаской выбирали насекомых из сачков, так как боялись быть ужаленными. Елена Александровна, которая проводила занятие, всегда приходила на помощь начинающим энтомологам. Она сама доставала опасных животных из ловушек, сопровождая это интересными рассказами о биологии пойманных обитателей луга.

После непродолжительного перерыва на обед под сенью деревьев, ребят повела на экскурсию в лес ботаник Наталья Владимировна. По ходу маршрута она показывала разные виды лекарственных растений, рассказывала об их полезных свойствах. Ребята собирали все неизвестные им виды трав и затем учились правильно закладывать их для сушки в гербарий. Они узнали, что если не расправить листья и цветы, то высушенный экземпляр потом нельзя будет рассмотреть в деталях и определить по специальной книге – определителю. Поэтому растение необходимо аккуратно расправлять и раскладывать на газетном листе прежде чем поместить для просушивания под пресс.

Другой не менее важный момент в деле составления гербария – этикетка. Её необходимо писать к каждому гербарному образцу. В полевых условиях дети получали навыки правильного заполнения этого документа, по сути – «паспорта» растения из собранной коллекции.

Гости из Барнаула отмечали уникальность салаирской природы и её обитателей. Оценили они и знания некоторых ельцовских школьников в области ботаники. А некоторые из ребят настолько вдохновились занятиями, что решили углубить и расширить свои знания в определённых областях. Так, например, Настя Кузнецова проявила желание сделать дома из собранных на экскурсии насекомых настоящую энтомологическую коллекцию по всем правилам. Потом на уроках всё это пригодится и учителю, и ребятам.

После занятий на природе вернулись в школу, и уже в классе подводили итоги, делились впечатлениями, слушали напутствия учёных. Перед тем, как проводить гостей, активисты школьного лесничества показали им свой питомник, где весной они посеяли кедровые орехи. Дети решили всерьёз заняться восстановлением ценной породы на Салаире. Эта замечательная инициатива была поддержана грантом Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения в рамках проекта со звучным названием – проект «Возродим салаирский кедр!»

Удивительные уроки в природе вместе с учёными, конечно, не прошли даром для активистов школьного лесничества. Расставаясь с гостями, дети благодарили их за полезные экскурсии, приглашали приехать снова, чтобы продолжить знакомство и сотрудничество в деле изучения и сохранения природы своей малой Родины.

Людмила Ивановна Клюева,
руководитель школьного лесничества «Салаир»