«Абсурдность школьной жизни дошла до такого предела, что я опасаюсь за свою психику»

Как ни странно, остались еще родители, которые считают, что с образованием все обстоит нормально. Конечно, против дистанта возражает большинство, но остальные проблемы (причем, нарастающие) все еще мало осознаны родителями. Но вот «накипевшая» реакция школьной учительницы (из Яндекс-новостей). Причем, показательно, что комментаторы полностью с ней согласны.  А мы добавим, что о главной проблеме — о коварности формулы «образовательные услуги» — мы писали еще 20 лет назад, когда только началась «реформы системы образования».

Эту статью меня подвигло написать сообщение одной мамочки в вацапе. Если бы оно было такое одно, я бы не шелохнулась. Но ужас в том, что писем подобного содержания — шквал.

Помните, несколько лет назад нас, учителей, озадачили тем, что отныне мы не учим, не преподаем, не сеем разумное, доброе, вечное, а «оказываем образовательные услуги»?

Правда, высшие силы от образования сами еще до конца не определились. Когда нам нужны деньги, нам говорят, что учительство — это служение, а зарабатывать нужно в бизнесе. А когда мы намекаем, что качество образования зависит еще и от ученика, нам сразу селедку в харю (простите, это Чехов, если что). Ну, то есть, сообщают, что качество образовательных услуг от клиента не зависит.

Вот и возникает у меня вопрос: а кто, собственно, заказчик этой услуги?

На первый взгляд, ответ прост. Это наш работодатель в лице главы образования региона (госзаказ ведь выполняем), родители, которые хотят (возможно) получить образованное чадо, и непосредственно получатель образования — некий Митрофанушка (назовем так собирательный образ ленивого средненького ученичка-геймера из среднестатистической школы).

Далее, что кому из них нужно?

Работодателю нужны красивые циферки. Сейчас все помешались на «проверяемых результатах». Проверяемых в виде тестов. Выполняет ученик тест на 80 баллов — молодец учитель, выполняет на 15 — учитель не дорабатывает. Урезать, публично унизить, а может, и уволить. Ибо не справляется.

Вроде все так, но не все цифрами проверяется. Тот, который на 80, может совершить препоганый поступок. А тот, который на 15, вчера еще мучился от языкового барьера и делал на 7. При этом помогал матери и в свободное время кормил птиц. Но на это никто не смотрит. Потому что степень эмпатии и душевные качества цифрам не поддаются.

Неужели я работаю ради этих циферок? Когда-то я пришла в школу общаться с детьми и через это общение способствовать их развитию. Почему все так изменилось?

Теперь возьмем другого заказчика — Митрофанушку. Каждый год в среднюю школу приходят новые пятые классы, и Митрофанушек среди них все больше. Рыбьи глазки, глупая улыбочка на лице, в руках смартфон с запущенной игрушкой. Узнаете?

Вы не подумайте, я люблю детей, а пишу так о них, потому что больно. Больно видеть, как после звонка он бредет, заплетаясь в шнурках, приблизительно в сторону кабинета, при этом не видя ничего, кроме своей игры. Он может стукнуться головой о стену или споткнуться о собственную ногу. Кстати, он не умеет падать, ведь на физкультуру он не ходит, а персонажи игр падают откуда угодно и не ломаются. Он тоже думает, что у него пять жизней.

Он не понимает или делает вид, что не понимает, как подписать тетрадь. Он не понимает или делает вид, что не понимает, какой задан вопрос. Его не напрягают развязанные шнурки и крошки на одежде. При этом он нормален, у него нет диагностированных задержек в развитии. Просто он живет не здесь. Его мир — компьютерные игры. Оторвать — начинается ломка. Здесь, в реале, его интересуют две вещи — «жрать и ржать» (формулировка одного из Митрофанушек рангом повыше).

И это — заказчик образовательных услуг? Да в гробу он их видал, эти услуги. Он даже не понимает, что это такое. «Я буду блогером, зачем мне ваша биология?» А также русский, математика, история и физика. Он даже английский и программирование не учит, потому что не понимает, что блогер — это не тот, кто получает деньги просто за то, что сидит перед монитором. Что? — монтаж, грамотный язык, умные мысли — нет, не слышали! Это ж напрягаться надо! А блогер разве напрягается?

Третий наш заказчик — родители. Как и дети, родители бывают очень разными. Многие помогают, подбадривают, водят детей в театры и музеи (водили, во всяком случае, когда можно было), много беседуют с ними. Иногда звонят, спрашивают, какие учебники почитать для углубленного изучения, на какие курсы пойти. Некоторые ставят с детьми опыты, снимают на видео и присылают. Да просто интересуются школьной жизнью ребенка и не мешают учителю его учить.

А есть и такие. Почему вы задали два параграфа? Почему полтора параграфа — где это видано? Почему так много? Почему так мало? Почему мой ребенок проходит сначала параграф 10, а потом параграф 9? Что за непорядок! Ребенок запутается!! Почему вы разрешаете моему ребенку иметь тетрадь в линейку? Почему на дом задана лабораторная работа? Я что, миллионер, картофелину на опыты выбрасывать? Еще и йод? За мои деньги? Ах, это для желающих? Не заметила, но все равно, откуда ребенок возьмет картофелину? Вы обязаны выдать!

Весело?

Периодически получаем сообщения на вацап о том, что у такого-то ребенка нет смартфона, фотоаппарата, компьютера и интернета. В электронный дневник он зайти не может, тесты выполнить возможности не имеет, выполненную в тетради работу сфотографировать нечем, а принести тетрадку в школу слишком далеко. Но вы его учите, причем на пятерки, а если пятерок не будет, я буду жаловаться в вышестоящие инстанции!

Скажите, этот родитель — точно заказчик образовательных услуг?

Скажите, если, предположим, я работаю в химчистке, а клиент не принес грязное пальто и вообще забыл дорогу в мое учреждение, смогу я выполнить его заказ? Нет? А учитель должен!

И вот сижу я такая в растерянности и думаю: а может послать все? Психика важнее.

Простите, накипело.

Источник https://zen.yandex.ru/media/id/5f4d2955300e234b94c283d4/absurdnost-shkolnoi-jizni-doshla-do-takogo-predela-chto-ia-opasaius-za-svoiu-psihiku-5fe0857b3713a37b86e37c7b?&utm_campaign=dbr