Татьяна Янковская: «Не переборщить бы с драйвом»

Публикуем выдержки из интервью известной писательницы Татьяны Янковской о современной литературе и культуре в целом. Приводим их без нашего комментария, так как согласны со всем сказанным. По сути, Татьяна Владимировна отвечает на часто повторяемый вопрос: зачем современным людям классика? Ответ очевиден: классика – это реальная духовная пища, в прямом смысле слова, которая питает наш разум и душу, то есть делает нас личностями. А всевозможные суррогаты, продолжая аналогию, можно сравнить с жевательной резинкой, дающей лишь иллюзию пищи.

Интревьюер — Владимир Спектор

В.С.: «Писатели пописывают, а читатели почитывают…» А что читает писатель Татьяна Янковская, какие фильмы предпочитает?

Т.Я. …Благодаря новым технологиям населением стало легче манипулировать, в том числе с помощью литературы. Это отрицательно сказывается на литературном процессе, как и наличие литературной номенклатуры. Премии нередко распределяются по тусовочному и идеологическому принципу. Это вынуждает писателей, особенно начинающих, подделываться под вкусы и требования тех, кто командует парадом или платит за парад.

Сложность, вычурность, «сделанность» текста часто маскируют отсутствие содержания, а потому нет глубины – есть пустота.

В.С.: Эпоха драйва не воспринимает серьёзную литературу. Так нужна ли она?

Т.Я.: Нужна, хотя когда человек работает на износ, доползает до дому с языком на плече, ему не до серьезных книг или фильмов. А вообще этот вопрос напоминает мне анекдот советского времени про черную икру. Иностранец в магазине интересуется, почему ее нет в продаже. Продавец: «Потому, что нет спроса. Вот постойте у прилавка и посмотрите, будет ли кто-нибудь икру спрашивать».

Так же теперь говорят, что нет спроса, например, на толстые журналы. Но ведь они практически исчезли из продажи, тогда как все завалено гламуром и глянцем. … Читателя потихоньку превращают в образованного потребителя. Новая востребованность создается искусственно, по сенькам шьются шапки – кому очередной «изм», кому чернуха и порнуха, а кому и вовсе страшилки и стрелялки.

…Молодежи необходимо читать книги, чтобы учиться думать, развивать воображение – ведь ТВ или комиксы меньше стимулируют мозговую деятельность, предлагая готовую картинку. А разве резкое сокращение тиражей произведений Пушкина связано с падением спроса? Если воспользоваться аналогией с черной икрой, могу засвидетельствовать, что Пушкина «спрашивают» почитать, даже иммигранты в США с Западной Украины. Но они изучали его в школе, а новые поколения, возможно, будут лучше знать Майкла Джексона, чем Пушкина.

В.С.: Великая литература не смогла воспрепятствовать мировым войнам, конфликтам, потрясениям ни в прошлом, ни сейчас… Почему человечество не прислушивается к добрым советам, не вчитывается в мудрые книги, не следует христианской морали, в конце концов. Ведь Слово, которое было в начале, учило добру и милосердию. Где оно?

Т.Я.:  Как рядом с добром всегда возникает зло, так и рядом со Словом появляется сЛОВО, которым Зло отвращает людей от Добра. Сущность Зла вампирическая, оно растет за счет поглощения Добра. А Добро перестало бы быть Добром, если бы подпитывалось Злом.

В мире происходят сложные геополитические процессы. То, что мы видим, – верхушка айсберга. Многие даже не подозревают, что живут на глыбе льда, которая может растаять или расколоться. Или не желают об этом думать, отказываются слышать то, что может заставить иначе взглянуть на мир. Это психологическая самозащита, но, по-моему, еще и примета времени. Тридцать лет назад книги, фильмы, способные перевернуть сознание, были больше востребованы. О них говорили, рекомендовали другим. Последний мировой кризис встряхнул человечество. Многие проснулись и пытаются понять, что можно сделать, чтобы земляне не перестали существовать.

Век назад появление авангарда в Европе знаменовало добровольный переход к варварству – за образцы брали примитивное искусство, отвергая достижения античного классицизма, Возрождения, Просвещения.  Вслед за искусством варварство пришло в Европу в виде двух мировых войн. Сейчас идет целенаправленная варваризация масс, информационные войны направлены в том числе на захват культурных территорий. Победа над нацией – это в первую очередь сокрушение ее культуры. Я верю в то, что положительные перемены возможны, если над этим работать.

В.С.: Кого из современных писателей вы считаете наиболее интересными, значительными?

Т.Я.:  Пушкина. Я не шучу. Пушкин – это  гармония, душевное здоровье, духовная высота – то, чего не хватает нам сегодня. Он был одним из умнейших людей своего времени. «И мало горя мне, свободно ли печать морочит олухов, иль чуткая цензура в журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова». Разве это не ответ на бесконечные споры, идущие сегодня? А вот из «Бориса Годунова»: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу, своих царей великих поминают за их труды, за славу, за добро – а за грехи, за темные деянья спасителя смиренно умоляют». Как это актуально! Всегда в эпохи исторических и личных потрясений значение Пушкина возрастало. Надо читать Пушкина!

Татьяна Янковская: «Не переборщить бы с драйвом»