Цель № 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

Известны 12 целей устойчивого развития, которые все государства-члены ООН согласились достичь к 2030 году.

Предлагаемая статья Ники Бестужевой — попытка обозначить реальные механизмы и примеры такого перехода. Приводим ее с сокращениями и в редакторской переработке; а в конце, как всегда, прокомментируем.

Социально-экономический прогресс сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, которое ставит под угрозу те самые системы, от которых зависит наше развитие в будущем и, по сути, само наше выживание. Если мы не примем меры для изменения моделей потребления и производства, то нанесем необратимый ущерб окружающей среде. Приведем ряд примеров:

— каждый год около трети всего производимого продовольствия, что составляет 1,3 млрд. тонн стоимостью около 1 трлн. долл. США, в конечном счете оказывается в мусорных контейнерах потребителей и магазинов или портится из-за плохо организованного сбора урожая и транспортировки,

— домашние хозяйства потребляют 29% мировой энергии и выбрасывают до 21% общего объема СО2. При этом, если бы люди во всем мире перешли на энергоэффективные лампы, мировая экономия составила бы 120 млрд. долл. США в год;

— мы загрязняем воду быстрее, чем природа способна перерабатывать и очищать ее в реках и озерах. Промышленная деятельность и транспортные средства являются крупнейшими источниками выбросов загрязнителей воздуха, таких как окись углерода, окись азота и мелкие твердые частицы. Эти типы загрязнения тесно связаны с растущими показателями случаев рака, сердечных заболеваний, инсультов и респираторных заболеваний, от которых ежегодно умирает более 4 миллионов человек,

— чрезмерное потребление воды истощает водные ресурсы, которые и без того истощены: 40% населения мира страдает от нехватки воды, а скорость потребления воды превышает скорость воспроизводства этого ресурса во многих водосборных бассейнах. В то же время все большие объемы воды загрязняются отходами,

—  около 1 миллиарда человек не имеют доступа к электричеству, и почти 40% населения полагаются на неэффективные источники энергии, например, такие как биомасса, каменный и древесный уголь для отопления и приготовления пищи. Эти виды топлива не только загрязняют воздух в помещениях, но и способствуют развитию таких экологических проблем, как вырубка лесов и изменение климата,

— к 2030 году потребление, связанное с личным транспортом, существенно вырастет в масштабе: в мире будет насчитываться на 1,2 миллиарда автомобилей больше, а пассажиропоток увеличится на 50% по сравнению с 2015 годом. Ожидается, что эти тенденции приведут к увеличению выбросов парниковых газов транспортного сектора, который уже сейчас ответственен за 18% всех антропогенных выбросов. В то же время, выбросы от грузовых и морских перевозок растут даже с большей скоростью, чем выбросы, производимые личным транспортом.

Цель 12 в области устойчивого развития ООН: «Устойчивое потребление и производство» подразумевает рост ресурсо- и энергоэффективности, устойчивой инфраструктуры, а также обеспечение доступа к базовым услугам, «зеленым» и достойным рабочим местам и повышение качества жизни для всех.

Для достижения этой цели необходимо, с одной стороны, перейти к методам ограничения производства вредных побочных продуктов, с другой – менять принципы самого потребления. Личные потребительские привычки и решения также чреваты серьезными экологическими последствиями. Воспитание экологически безопасных и устойчивых потребительских привычек является критически важным.

Бизнес и ответственное потребление

В последние десять-пятнадцать лет на международных рынках все более отчетливо выделяют категорию так называемых «ответственных» потребителей. Принимая решения о покупке, они учитывают дополнительные характеристики — например, источники происхождения сырья; производственные практики компаний, включая условия труда работников и воздействие предприятий на окружающую среду; возможность эффективной утилизации и переработки товаров после использования и др.

В условиях практически свободного доступа к информации отклонение от норм корпоративного поведения на одном из рынков может привести к потере доли потребителей на других. Стоимость ошибки, связанной с корпоративной социальной ответственностью бизнеса и соответствием имиджу компании, качеством продукции и прозрачностью бизнес-процессов, за последние двадцать лет многократно возросла. Прежде всего это отразилось на деятельности крупных транснациональных корпораций (далее — ТНК). Одной из первых с такой реакцией общественности столкнулась компания Nike, которую в 1990-е годы публично критиковали за тяжелые условия труда на фабриках и эксплуатацию работников в развивающихся странах. Протесты против такой практики, начавшиеся в США, охватили более десяти стран, цены на акции упали вдвое, а последующие инвестиции в восстановление репутации составили миллиарды долларов.

Феномен ответственного потребления складывался постепенно на протяжении последних 30–40 лет. Можно выделить ряд ключевых международных трендов и процессов, происходивших в это время и сохраняющих актуальность по сей день, а именно:

  • смена поколений — рост экологического сознания и значимости здорового образа жизни;
  • цифровая трансформация — развитие Интернета, социальных сетей, глобализация рынков;
  • развитие регулирования — повышение национальных стандартов и формирование наднациональных механизмов;
  • создание систем международной сертификации — единые требования к товарам и услугам.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность — ключевые отрасли. Необходимость прокормить растущее население в условиях постоянного истощения природных ресурсов, а также загрязнения почв и воды привело к пересмотру существующей модели производства и к постепенному отказу от интенсивных методов ведения сельского хозяйства.

Под влиянием этого тренда к производителям стали предъявлять все более строгие требования, которые касаются не только качества продукции, но и прослеживаемости всех цепочек поставок. Наличие сертификатов и маркировок, подтверждающих соответствие продукции и технологических процессов установленным нормам, стало важным элементом дифференциации. Производители, прошедшие сертификацию, могут получить преференции как на сырьевом рынке (со стороны крупных компаний-переработчиков), так и на рынке конечной продукции (со стороны потребителей).

Одним из ярких примеров стало производство органической продукции. Уже сегодня объем мирового рынка органических продуктов питания составляет порядка 125 млрд долл. США, а с ежегодным прогнозируемым ростом в среднем на 15,5% к 2020 году он увеличится примерно до 212 млрд долл. США. LavkaLavka — уникальный проект, объединяющий множество бизнес-направлений: фермерские магазины, рестораны русской кухни, гастрономическую студию, образовательную платформу и другие виды деятельности. Якорное направление деятельности в рамках проекта — фермерский кооператив, который специализируется на объединении местных малых и средних экохозяйств. Сегодня в состав кооператива входят более 150 хозяйств. Продукцию кооператива выбирают десятки тысяч покупателей, и с каждым годом их становится все больше.

В отличие от многих других компаний, LavkaLavka открыто публикует информацию о ценовой политике. По словам основателей, конечная цена продукта состоит из выручки фермера в размере 50–70% и кооператива (30– 50%). Свою часть доходов кооператив тратит на логистику, хранение, аренду, операционные расходы и развитие. В итоге наценка составляет порядка 100%.

Работа с потребителями также имела свои особенности — в целом покупатели недоверчиво относились к «фермерской» продукции. Цена продуктов относительно высока, поэтому первоначально целевую аудиторию компании составляли обеспеченные горожане, которые уделяют внимание правильному образу жизни. В процессе решения этой задачи основатели сделали ставку на прозрачность, персонализацию и силу личных фермерских брендов. Сегодня на каждом товаре, представленном в LavkaLavka, указаны имена фермеров и конкретные хозяйства. LavkaLavka практически не дает прямой рекламы — более 40% клиентов узнают о компании через «сарафанное радио». Кроме того, компания развивает свою онлайн-газету, активно использует социальные сети и собственный сайт, где у каждого фермера есть своя страница с историями, фотографиями, видео и отзывами. Такой подход позволил не только выстроить доверительные отношения «фермер — покупатель», но и создать своего рода моду на фермерство.

Абсолютная Сибирь

Туризм — ведущий сектор экономики. Вместе с тем развитие туризма сопряжено с негативным воздействием на природную и культурную среду — как на местном, так и на глобальном уровне. Так, строительство 4–5-звёздочных отелей приводит к кардинальным изменениям ландшафта и нерациональному использованию местных ресурсов. Смываемые с пляжей отходы образуют в океанах «мусорные континенты»; авиатранспорт создает существенное шумовое и химическое загрязнение, включая 2% от мирового объема выбросов парниковых газов. По сравнению с местными жителями туристы производят в среднем вдвое больше бытовых отходов и потребляют в три-четыре раза больше электроэнергии и воды. Так, в сельских районах Испании ежедневное потребление воды составляет 140 литров на человека, а в 5-звёздочных отелях курортных зон оно достигает 880 литров на человека.

Но ответственные туристы, составляя примерно 10% от общего числа путешествующих, становятся агентами изменений. На данный момент можно выделить три основные тенденции:

  • «озеленение» устаревшей инфраструктуры XX века;
  • адаптация под новые запросы туроператорского, транспортного и кейтерингового сегментов;
  • развитие сетей гостеприимства.

Например, благодаря большому опыту работы в международном туризме, неиссякаемому энтузиазму и любви к Байкальскому региону Алексей Никифоров сумел построить успешный туристический бизнес регионального масштаба. Его компания «Абсолютная Сибирь» одной из первых в России вывела на рынок предложения по экологическому и агротуризму. Компания сотрудничает с туроператорами из США и Великобритании, а также с обществом National Geographic, заявляя о приверженности принципам устойчивого развития, основанным на ответственном отношении к природе, а также балансе интересов местного населения и путешественников. В 2011 году она получила право на использование логотипа и ресурсов Всемирного дня ответственного туризма (WRTD), в 2012 году — «Золотую пальму» журнала GEO за тур «Кухонные истории Сибири», а в 2016 году присоединилась к проекту ICRT Russia и номинировалась на премию World Responsible Tourism. Доходы компании реинвестируются в строительство этнотуристических центров. Столь активная и плодотворная деятельность «Абсолютной Сибири» привлекла внимание региональных властей, которые стали оказывать содействие в развитии туризма на территориях проживания малочисленных коренных народов, субсидируя вертолетные перевозки и обеспечивая участие компании в зарубежных выставках.

Источник:

https://zen.yandex.ru/media/id/5f00a4c3a95bd76aec4a9c97/cel-12-obespechenie-perehoda-k-racionalnym-modeliam-potrebleniia-i-proizvodstva-5f4668b1047c8f44991a3321

Наш комментарий.

Конечно, ни с Целью №12 ООН, ни с общими рассуждениями автора спорить не приходится. Но забыт один важнейший момент: все предлагаемые меры будут только паллиативами, если не изменится потребительская идеология, навязанная человечеству. Ведь если счастье заключается в том, чтобы на прилавках магазинов было 50 сортов сыра или колбасы, 50 видов кремов и шампуней и т.д., вряд ли мы сможем снизить нагрузку на природу. (Не говоря уж о том, что реально различны куда меньшее число сортов, остальное – фикция!)

И если говорить словами автора, — то «ответственное потребление» обязательно включает «рациональное потребление». То есть не «жить, чтобы есть», а «есть, чтобы жить». Вещи должны быть функциональными – то есть удовлетворять реальные (!) потребности, а не искусственные и не навязанные. И главными потребностями должны быть потребности в творчестве и саморазвитии; в дружбе и любви; в познании мира. Именно это — неисчерпаемо новое; именно это дает человеку чувство полноты жизни, интерес к ее различным проявлениям, и, в целом, то, что называется радостью бытия. А «шопинг», целенаправленное потребительство — это иллюзия новизны, самообман. Оно, как жвачка, дает временную иллюзию насыщения. И пока мы живем в этих иллюзиях, никакие новые экономические модели и технологии нас не спасут от надвигающегося глобального экологического кризиса.