Что такое юмор?

Сергей Марочкин в своей заметке «Юмор, за который стыдно.

О «юмористах» и уровне юмора на ТВ» удивляется низкопробному юмору на современном ТВ.

Приведем фрагмент.

«Дорогие читатели, какая у вас возникает первая ассоциация, когда вы слышите словосочетания “Современное юмористическое шоу”? У меня — “пошлость и стыд” … Всё зерно современного юмора в шутках ниже пояса, грязных намёках и оскорблениях… Есть ли сейчас вообще комики?.. КВН, который царил много лет, откровенно “сдулся” и превратился во что-то совсем не смешное… Есть различные шоу ТНТ, такие как “Однажды в России” или “Камеди баттл”. В первом бывает неплохой посыл и интересные сценарные ходы, но и этот юмор, в основном, пошловат.

Из всего нынешнего юмористического контента могу отметить лишь шоу Юрия Стоянова. И то, оно очень далеко ушло от оригинального «Городка» и зачем-то гонится за современными молодёжными ТикТоковскими трендами, теряя искренность. Всё остальное вызывает у меня чувство испанского стыда — когда стыдно за людей и их шутки. Почему нет умной и злободневной сатиры? Нет интеллектуального юмора. Может быть, я рос на прекрасных выступлениях Жванецкого, Задорного, Хазанова и т.д. и не могу воспринимать нынешнюю повальную пошлость. Что это за юмор, когда основная его цель оскорбить кого-то или зло высмеять? Странные, в общем, тенденции.

Но почему так произошло? Почему именно такой юмор занял лидирующие позиции на ТВ и в сети? Есть мнение, что спрос рождает предложение, и такой юмор нужен нынешнему зрителю. Но я не верю в это! Педагоги в театральном вузе учили нас, что искусство и культура никогда не подстраиваются под зрителя. Они существуют вопреки и часто диктуют свои законы. Самый интересный вопрос, на мой взгляд — кто решил, что такой “юмор” сейчас нужен зрителю?» (http://antifashist.com/item/yumor-za-kotoryj-stydno-o-garike-harlamove-drugih-yumoristah-i-urovne-yumora-na-tv.html)

***

То, о чем пишет автор, на самом деле общеизвестно: юмором «ниже пояса» давно возмущаются многие зрители, критики, ученые. Поэтому удивляет несколько наивный вопрос автора: «кому это нужно»?

Прежде всего, это выгодно самим хозяевам и организаторам телешоу. Ведь, что греха таить, – сегодня большая часть аудитории спустилась именно на уровень «ниже пояса». Поэтому такие шоу получают популярность и высокие рейтинги. А значит – могут дорого продавать рекламу. Капитализм; все банально основано на выгоде. Конечно, настоящее искусство не подстраивается под эту массу, но кто сказал, что эти шоу – искусство? Это коммерция и еще раз коммерция.

Но почему люди охотно спустились на этот уровень? И тут причины, в общем, тоже понятны.

Во-первых, вспомним, что юмор и вообще привлекателен – человеку хочется отвлечься, отдохнуть, и мало что так способствует этому, как юмор. Во-вторых, юмор помогает взглянуть на многие явления и проблемы как бы извне, непредвзято и под критическим углом зрения. Правда, если речь идет о каком-то серьезном негативном явлении и о целенаправленной его критике (высмеивании), то надо говорить уже не о юморе, а о сатире. Но часто юмор и сатира тесно переплетаются, как, например, было в выступлениях М. Задорнова.

Но дело в том, что уровень восприятия юмора напрямую связан с общим уровнем развития человека – культурным, интеллектуальным, моральным. А этот уровень у нас уже не первое десятилетие целенаправленно снижается – о чем уже много раз писали и мы, и многие другие авторы. Снижается тоже, конечно, не случайно: тут и «образовательные реформы», после которых выпускники не могут внятно написать текст и решить простейшие задачи; тут и всевозможные извращения под видом искусства, и общее сложное положение в стране и в мире. Все это как бы «проверяет людей на прочность». Многие внутренне собираются и еще более четко начинают осознавать, где все-таки истина, а где ложь. Но многие, увы, начинают откровенно деградировать (или, как молодежь, вообще не развиваться) – а это означает, что их интересы замыкаются в крайне узком кругу обыденных явлений и примитивных отношений.

Что же удивляться, что они не состоянии понять тонкий, изощренный юмор? Более того, свою роль сыграла пропаганда ложно понятой «свободы», особенно в сфере отношений полов. Как писал наш выдающийся философ Владимир Соловьев, психологи, которые анализируют сексуальные извращения, забывают про самое главное извращение – отрыв физической близости от близости человеческой, личностной. А именно этот отрыв и заключен в самом слове «секс» — не любовь, не гармоничное слияние тел, душ и умов (как гласит индийская пословица), – а голая физиология, опустошающая душу. А что бы сказал В. Соловьев, видя, как уже и прямые извращения всячески оправдывают? Но это отдельная тема; а вывод тут очевиден: в результате многие стали совершенно неспособны воспринимать интеллектуальный юмор, о котором пишет автор: все их восприятие давно спустилось «ниже пояса».

Конечно, тут можно задать вопрос «что делать»? Но ответ на него давно ясен: сопротивляться всем этим разрушительным процессам. Ничего нет более неверного, чем пессимизм и фатализм. Именно в наше время многое зависит буквально от каждого. Если человек не позволит себе деградировать, не даст своим близким, близкие хотя бы косвенно повлияют на кого-то из друзей и знакомых… Вот так и куется незримая, но прочная цепь сопротивления.