Новый подход к сетевой энергетике: в Бурятии состоялось открытие Торейской солнечной электростанции

Еще одна радующая заметка о продвижении альтернативной энергетики. Торейская солнечная электростанция сможет обеспечить электричеством более пяти тысяч домохозяйств. Приводим саму заметку (с небольшими сокращениями), а дальше – вопросы и комментарии экспертов (мини-дискуссия) по основным проблемам, связанным с альтернативной энергетикой. На наш взгляд, эксперты дали вполне удовлетворительные ответы на главные возражения критиков.

В селе Нижний Торей Джидинского района 30 марта состоялось открытие Торейской солнечной электростанции — крупнейшего объекта солнечной генерации в регионе. Мощность СЭС составляет 45 МВт.  Электроэнергии вырабатываемой СЭС достаточно для энергоснабжения свыше 5000 домохозяйств.

Строительство Торейской электростанции реализовывалось в короткие сроки: начало положено в мае прошлого года, в декабре станцию ввели в эксплуатацию, 30 марта состоялось торжественное открытие СЭС. Проект реализован группой компаний «Хевел». С 2014 года компания построила 975 МВт сетевой солнечной генерации в республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Адыгея, в Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Саратовской и Омской областях, а также в Республике Казахстан. Текущий портфель проектов ГК «Хевел» в России насчитывает более 1,3 ГВт, в Республике Казахстан –  288 МВт.

Торейская солнечная электростанция стала шестой по счету и первой по мощности среди объектов солнечной генерации в регионе. Для сравнения: в Кабанске, Кяхте, Тарбагатае и Хоринске мощность каждого энергетического комплекса составляет 15 МВт, в Бичуре — 10 МВт.

В церемонии открытия электростанции в режиме видеосвязи приняли участие глава Республики Бурятия Алексей Цыденов и генеральный директор ГК «Хевел» Игорь Шахрай. Было отмечено, что появление на территории республики нового высокотехнологичного объекта генерации станет хорошим стимулом для развития Бурятии и улучшения экологической ситуации в ней. Прогнозируемый объём выработки электроэнергии — 60 млн кВт*ч в год, что позволит сэкономить 90 тысяч тонн угля или 18 млн кубометров природного газа, обеспечив ежегодное снижение выбросов углекислого газа на 30,5 тысяч тонн.

«Хорошо, что в Бурятии развивается настоящая альтернативная энергетика. Это поможет не только улучшить качество воздуха, но также приблизить свёртывание изживающей себя угольной индустрии», — считает член Бурятского регионального Объединения по Байкалу, член Российского Социально-Экологического Союза Кристиан Ринчинов. По его мнению, развитие генерации в регионе приблизит снижение цен на электроэнергию в Бурятии, а значит, поспособствует развитию малого бизнеса. А развитие малого бизнеса, в свою очередь, поспособствует изменению курса экономики Бурятии — с тренда по «распилу» природы и монополизированному экспорту природных ресурсов —  на тренд здоровой экономики, основанной на развитом малом бизнесе.

Помимо этого, пока электростанция строилась, было создано 130 рабочих мест. Одновременно с реализацией проекта инвестор профинансировал создание резервных энергетических комплексов, которые в дальнейшем обеспечат стабильное и надежное энергоснабжение социально значимой инфраструктуры Закаменского района республики.

Источник: https://newbur.ru/n/59012/

Дискуссия/ комментарии специалистов:

Первый комментарий/проблема – по поводу того, какие площади занимают подобные СЭС. «Пока что СЭС, особенно большие, строятся в основном в степной части России. Степей в России по разным оценкам 300-500 тыс. кв. км. Итого эти СЭС займут от примерно 4 до 7% всей сохранившейся площади степных экосистем. Это, не считая связанной со станциями фрагментации линейными объектами и всяких инфраструктурных эффектов (когда появление генерации приводит к оживлению освоения какой-то большой окрестной территории). Само по себе уже не так мало. Могут быть ситуации, когда строительство СЭС требует уничтожения непропорционально большой доли какого-то редкого варианта степных экосистем. В общем проблема есть».

Ответ: Конечно, площади надо выбирать «с умом» и без необратимых потерь. И это кажется возможным, учитывая площади отвалов, дражных полей, заброшенных свалок и прочего «лунного ландшафта» вокруг поселений. Надо составить внятный список критериев для выбора земель и попробовать его на каком-нибудь солнечном регионе в виде хотя бы карты экономически рентабельного потенциала. Например, применение аналогичной оценки для куда более запущенного случая ГЭС в бассейне Амура дало небесполезный результат. Еще пример: свежие изыскания индонезийцев. Они сразу сказали, что расчет возможной солнечной генерации просто «от площади страны» их не устраивает и сразу сделали матрицу критериев где нельзя строить.

Более того — есть крыши домов, и в РФ уже запускается программа сетевой микрогенерации на базе домохозяйств. Оцениваемая привлекательность дает первые ГВт мощности. Их пока немного, но это зависит и то того, как поставить рекламу. Пока в Мосэнергосбыте вводится принцип адсорбции, то есть домохозяйство платит только за нетто-сальдо потребленной и поставленной в сеть энергии. Фактически продает по цене покупки (это очень хорошо). Если сальдо положительное, то продажа по цене оптового рынка. А есть еще крыши промышленных и транспортных объектов. Что касается сельскохозяйственных угодий, то солнечные панели можно устанавливать на стойках над поверхностью засеиваемых земель.

Вторая проблема, которая была поднята в дискуссии — о том, как распределять полученную энергию, куда девать возможные избытки, а также чем покрывать нехватку энергии в пиковые моменты?

Ответы были единодушны: альтернативные источники должны встраиваться в масштабные сети – где есть и традиционные источники, и солнечные, и ветровые станции.  «Для зон с развитой сетью все это неважно. Сети позволяют перекидывать «солнце», в том числе совмещать пики производства электроэнергии на СЭС и пики потребления в разных часовых поясах. Сеть — это квази-резервирование, которое на площади части страны в миллионы кв. км позволяет маневрировать СЭС и ВЭС. Ветер на такой площади есть где-то всегда. Ситуации, что на таких площадях нет ни солнца и ни ветра крайне редкая. Соответственно для использования сети в таком качестве нужен почасовой онлайн- метеопрогноз, а также —  технические резервы: ГАЭС, батареи, маховики, электрокары и прочее. И, соответственно, логистика для обеспечения перетоков.

Это новый подход к сетевой энергетике».