Краткие тезисы по поводу событий на Украине

Первый тезис:  Россия не принадлежит к европейской (западной) цивилизации. Это самобытная евразийская цивилизация (или культурно-географический мир), который лежит между Востоком (Азией) и Западом (Европой). Лучшее доказательство самобытности российской евразийской цивилизации — современная антироссийская санкционная политика западных стран, особенно в области культуры. Россия рассматривается Западом как чужая и чуждая цивилизация, которая, если хочет иметь право на существование, должна безропотно принять западные ценности и политическое господство Запада.

Можно также говорить о смерти идеологии русского западничества.  Символично бегство из России прозападной антиэлиты во главе с Чубайсом. Это не значит, что не следует ценить исторические достижения и культуру Запада и не перенимать его передовой опыт. Надо взаимодействовать со всеми странами и народами. Это означает только то, что Россия не может и не должна копировать западную модель социально-экономического и политического развития. Это путь в никуда, который за последние 200 лет принес нашей стране неисчислимые беды.

2. Западный проект глобализации во главе с США провалился. Он не смог преодолеть ни одного глобального противоречия, которые сформировались в конце XIX – начале XX веков (конфликт между богатым Севером и нищим Югом, рационалистической культурой Запада и традиционалистской культурой Востока, между трудом и капиталом, между безгранично растущими материальными потребностями человека и возможностью биосферы их удовлетворить), и не смог добиться равенства и справедливости во взаимоотношениях между странами, народами и регионами Земли.

Конфликт на Украине стал во многом продуктом агрессивной и порочной практики западного глобализма, нацеленного на разделение и конфронтацию народов Евразии ради собственных эгоистических интересов.  Стало также понятно, что современные информационные технологии способны радикально менять сознание людей, причем тем более разрушительно, чем менее культурно развит человек и чем более он одержим ненавистью к другим народам и культурам.

Можно говорить о возможности превращения современного человека в иррационального первобытного дикаря с самой дикой системой мифологических верований, о чем говорят татуированные тела украинских нацистов с откровенно архаической и сатанинской символикой.

В этих условиях лидерство в объединении мира на принципах равенства, справедливости, миротворчества, сотрудничества между народами и культурами берут на себя страны Большой Евразии, а также ведущие державы Африки и Латинской Америки в рамках таких международных организаций, БРИГС, ШОС, Евразийский экономический союз.

3. Современные события на Украине – это прямое военное столкновение отживающей техногенно-потребительской цивилизации, олицетворяемой странами Запада, и новым, пока еще только формирующимся, интеграционным цивилизационным проектом, одним из лидеров которого призвана стать Россия. Этот проект должен быть не материально-потребительским и конкурентно-конфликтным, а основанным на вечных и традиционных ценностях нормальной двуполой семьи, нестяжательства, соборного единства народов, религий и культур, многоуровневой хозяйственной и социальной кооперации, коэволюции с природой, приоритетного развития культуры, науки и образования.

4. Наложенные на Россию санкции неожиданно обнаружили фундаментальность биосферных и духовных (особенно моральных) ценностей по сравнению с ценностями материальными и технологическими. Так, стало понятно, что любые экономические и технологические достижения каких-то стран вполне могут быть независимо и в кратчайшие сроки воспроизведены другими странами в условиях единого Интернет-пространства. А вот природные богатства, типа больших континентальных пространств, природных ресурсов воспроизвести невозможно. Они уникальны.

Точно также убежденность в своей нравственной правоте и готовность жертвовать личным материальным благополучием ради высших ценностей не может быть транслируема в кратчайшие сроки от народа к народу, от культуры к культуре. За ними стоят история и духовные традиции народа. Любопытно будет посмотреть, как народы Запад, потакавшие своим самым низменным телесным прихотям последние 20-30 лет, смогут ответить на вызовы суровые вызовы современности.

5. Трагичность и шаткость современного исторического момента состоит в том, что, вступив в прямое столкновение с Западом, правящая элита России, формировавшаяся в условиях господства техногенно-потребительских и западнических – коммунистических и либеральных – идей, пока не может предложить миру и собственному населению внятной цивилизационной альтернативы.

В этой связи главная задача российской политической и интеллектуальной элиты – выработка и начало воплощения в жизнь нового глобального — духовно-экологического — цивилизационного проекта, адекватного России, как великой евразийской и мировой державы и выявившейся сегодня истинной иерархии ценностей.

Этот проект во внутренней политике должен предстать как целостная программа реформирования всех сторон общественной жизни, особенно науки, образования и культуры, а также с отдельной концепцией развития Сибири, как ключевого региона страны в условиях неизбежного и давно предсказанного евразийцами «поворота России на Восток».

6. Начать переход к новой духовно-экологической цивилизации и к комплексному реформированию страны необходимо с разработки комплексной Программы воспитания молодого поколения, где исторические знания должны делать упор на факты и традиции мирного сотрудничества народов, стран и культур, на деятельности национальных гениев, в творчестве которых органически уживалось родное и вселенское, патриотизм и уважение к традициям других народов.

Знание базовых жизненных ценностей должно основываться на приобщении молодого человека к ратным, трудовым, культурным и религиозным святыням своего народа, а также на знании «осевых» (музыкальных, художественных, литературных и философских) творений национальной культуры. Для русского человека это музыка Глинки, Чайковского и Рахманинова; поэзия Пушкина, Блока и Есенина; живопись Сурикова, Левитана, Куинджи и Николая Рериха; философия Владимира Соловьева и Николая Бердяева, Семена Франка и Ивана Ильина, Николая Алексеева и Павла Флоренского. Этот список в известной степени субъективен и, конечно, не полон, но здесь педагогам и преподавателям должна быть предоставлена свобода выбора и творчества.

Трагедия, которая разворачивается сегодня на Украине, должна стать началом нового этапа исторического творчества человека, где стремление решать международные проблемы с помощью оружия должно уступить место миротворчеству; ненависть — нравственной терпимости и состраданию; конкуренция – сотрудничеству; жажда обогащения и господства – нестяжательству и служению миру.

Должна, по-видимому, быть явлена вся мера зла, чтобы мы вышли обновленными из пламени злобы.

Иванов А.В., д.ф.н., профессор, директор Центра гуманитарного образования

Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул