Миссия Сибири — воплощение русской мечты

В седьмом номере общественно-политического журнала «Изборский клуб: русские стратегии» опубликован экспертный доклад, посвященный роли Сибири в будущем цивилизационном раскладе. По мнению авторов, Сибирь, как и вся Россия, сегодня активно вовлекается в интегративные процессы на Востоке. Многие исследователи видят в этом начало формирования нового, незападного типа глобального порядка, что не случайно, так как западный проект глобализации оказался явно несостоятельным. Он привёл к резкому обострению международных отношений (фактически — к новой холодной войне) и не сумел решить ни одной глобальной проблемы человечества. Так, не решена проблема социальной дифференциации общества и резкого разрыва в уровне жизни между странами так называемого «золотого миллиарда» и остальным миром. Не сумели решить экологическую, продовольственную, демографическую и другие проблемы.

Андрей Иванов, Юрий Попков, Ирина Фотиева, Михаил Шишин. «Сибирь как ключевой регион в цивилизационной трансформации»

КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Нынешнюю историческую ситуацию можно назвать вершиной системного кризиса техно‑генно‑потребительской цивилизации. На наших глазах расшатывается и система международных отношений, и мировая экономика, а также основы семьи, культуры и образования.

Мир словно снова вступил в эпоху гоббсовской «войны всех против всех» за природные ресурсы, за политическое и идейное доминирование. Конфликт на Украине — лишь наиболее яркое проявление заката этой цивилизации. Тем не менее некоторые аналитики считают, что такая точка зрения — преувеличение и что мы имеем дело с очередными проблемами, которые являются вполне решаемыми, надо лишь приложить усилия. Но, на наш взгляд, это ошибочная позиция. Она не учитывает главного: кризисные явления — это лишь неизбежные следствия, причина же — в доминирующих сегодня мировоззренческих установках и ценностях. Именно они всегда лежат в основе развития той или иной социальной общности. Поэтому, как болезнь нельзя лечить только симптоматически, а нужно выявить и устранить основную причину, так и для решения современных проблем необходима трезвая оценка и кардинальная смена базовых ценностей и установок сегодняшней цивилизации. О них уже многое написано, поэтому мы лишь предельно кратко напомним: — приоритет экономических целей и ценностей над всеми остальными. Деньги стали универсальным мерилом эффективности не только экономики, но и всех сфер жизни общества: науки, культуры, медицины, образования; — культ научно‑технического прогресса с очень слабым учётом его растущих негативных последствий; — взгляд на природу как на безликую «окружающую среду», подлежащую освоению, переделыванию и подчинению сиюминутным интересам человека; — индивидуализм, только отчасти сдерживаемый демократически‑правовыми институтами, то есть приоритет интересов, мнений, ценностных установок личности над интересами, ценностями общества в целом; — насаждаемые «плюрализм» и «толерантность», поддержанные идеологией пост- модернизма, отрицающего классические дихотомии: истина — ложь, красота — безобразие, добро — зло. Отсюда берёт начало хаотическое уравнивание моральных и аморальных проявлений, высокой культуры и масскультуры, конструктивных и деструктивных социальных практик. Эти установки в конечном итоге и породили сегодняшние кризисные последствия. Напомним о самых очевидных.

Во‑первых, приоритет экономических целей и ценностей приводит к тому, что, неуклонно продолжает расти пропасть между уровнем жизни развитых и развивающихся стран; между богатыми и бедными внутри стран, несмотря на все «программы тысячелетия» ООН и прочие глобальные инициативы2. В невыгодном положении оказываются наиболее важные сферы общественной жизни — образование, культура, здравоохранение. Музей, медицинское учреждение, университет считаются успешными, лишь если эффективно «продают себя» на рынке услуг. Реальное же качество их работы — высокий уровень знаний выпускников вуза, эффективность лечения больных и повышение культурного уровня людей — отходит на последний план.

Во‑вторых, не ослабевают, а, напротив, усиливаются различные формы конфликтов и противостояний в мире: и между индивидами, и между социальными группами, и между странами, и между носителями различных мировоззрений. Особенно тревожно нарастающее военное противостояние и ренессанс милитаристской идеологии. Если основой национал- ной идеологии отдельных стран становится ненависть к другому народу, как на современной Украине или в Польше, то это неизбежно рано или поздно приводит к реальным войнам и трагедиям. Растёт и агрессия различных «меньшинств», которые требуют осуществления своих не только реальных, но надуманных прав, при этом попирая права остальных.

В‑третьих, обостряется глобальный экологический кризис. Предпринимаемые меры лишь смягчают его, но не помогают остановить, так как ориентация на максимальную прибыль ведёт, с одной стороны, к стремительному истощению природных ресурсов, с другой стороны — к столь же стремительному росту отходов жизнедеятельности, загрязняющих все природные сферы. При нынешних правилах финансово‑экономической игры в наиболее невыгодном экономическом положении оказываются те регионы планеты, которые являются держателями наиболее ценных природных ресурсов, обеспечивающих выживаемость человечества. Речь идёт о горных регионах, об особо охраняемых природных территориях, о сельских ландшафтах, производящих продукты питания, хранящих лесные, почвенные и водные ресурсы, а также биологическое разнообразие.

В‑четвёртых, налицо глубочайший культурный и духовный кризис, который состоит в нарастающем противостоянии светского и религиозного типов мировоззрения, глобалистско-космополитической и национально-ориентированной идеологий, в гигантских темпах совершенствования информационно-технической среды существования человека параллельно с его всё возрастающей духовной инфантильностью и идейной манипулируемостью, в продолжающемся «омассовлении» культуры в целом.

Главная причина происходящего, повторим еще раз, — целенаправленное искажение базовых понятий и ценностей. На разрушение классических дихотомий «добро — зло», «истина — ложь», «красота — безобразие» была брошена «тяжёлая артиллерия» в виде идеологии постмодернизма. Одновременно был полностью подменён смысл социально‑политических ценностей: свободы, равенства, прав человека.

Свобода подменена субъективистским произволом. Равенство из равенства перед законом превратилось в насильственное и абсурдное уравнивание и стремление запретить даже намёки на любые сущностные различия между людьми (все должны быть «равны» в смысле «одинаковы»). Что касается прав человека, то одновременно с явным и скрытым упразднением основных человеческих прав (права на труд, на здоровую окружающую среду, на защиту семейных и национальных ценностей) идёт насаждение бессмысленных «прав» на всевозможное и абсурдное «самовыражение»3.

Та же цель — создать общество управляемых «массовых людей» — стоит за тенденциями в современном образовании. Как известно, оно всё более дифференцируется: качественное, фундаментальное и системное образование для «элиты» — и минимальный набор знаний в совокупности с нужными техническими навыками — для масс. При этом искажается главный смысл образования: развитие знаю‑ щей, мыслящей, творческой и нравственной личности. Вместо этого целью современного образования открыто объявляется формирование потребителя‑«винтика» в рыночно‑государственной машине.

Полный текст доклада размещен на сайте Изборского клуба — https://izborsk-club.ru/magazine_files/2022_07.pdf