Россия и Монголия: образовательные инициативы

Система государственного образования в России и Монголии на протяжении ХХ века прошла через схожие проблемы и достижения. В 30-е годы, когда в Монголии началось формирование социалистической модели народного образования, многие черты и подходы были заимствованы у советской системы образования. В результате этого к концу 1957 года уровень грамотности в Монголии составил 93,4 %. Как и Россия, Монголия стала страной всеобщей грамотности.

В конце ХХ века внедрение рыночных отношений, идеологический плюрализм в государственной образовательной политике также породили единые проблемные поля в сфере образования России и Монголии: это резкое сокращение государственного финансирования, закрытие многих государственных образовательных учреждений,  создание негосударственного коммерческого сектора.

В Монголии по сравнению с 80-ми гг. ХХ века в два раза снизился объем подготовки специалистов в области промышленности, строительства, транспорта. При этом наблюдается востребованность высшего образования, как у российской, так и монгольской молодежи. Несмотря на то, что в Монголии все высшее образование платное, а уровень жизни населения невысокий, на 2,6 миллиона жителей приходится около 160 тысяч студентов только высших учебных заведений.

Повышенный интерес к высшему образованию объясняется, прежде всего, социально-экономическими причинами: возможностью найти квалифицированную и высокооплачиваемую работу после окончания вуза, добиться в будущем высокого социального статуса, обеспечить карьерный рост. При таком спросе на высшее образование приходится констатировать факт его заметной девальвации: тяга к знанию уступила место стремлению получить диплом, выбор любимой профессии сменился престижностью специальности. Высшее образование стало средством не только для социально-экономического и карьерного роста, но и для возможности переехать в другую страну.

Указанные негативные тенденции в обеих странах, очевидно, являются следствием установки на приспособление к единому глобализирующемуся пространству, в результате чего происходит унификация, денационализация и дефундаментализация образования

И монгольский, и российский народы вошли в историю как этносы с богатой и самобытной культурой, с глубокими традициями в образования и воспитания молодежи, с общеевразийской доминантой в системе ценностей. Дальнейшее расширение образовательных контактов поможет нашим странам укрепить политическое, экономическое и культурное сотрудничество.

Примером такого сотрудничества служат некоторые проекты нашего Фонда. Так, президент Фонда Михаил Шишин на протяжении нескольких лет организовывал выездные школы дизайнеров, выставки художников.

Важным направлением стала организация курсов русского языка в западных аймаках Монголии. Эту идею поддержал Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. В 2008 году специалисты Алтайского края провели курсы повышения квалификации с учителями Баян-Ульгийского аймака. На вручении сертификатов присутствовал вице-губернатор Алтайского края Б.В. Ларин.

В марте 2009 года состоялась поездка ректора АлтГТУ Коршунова Л.А., начальника управления международного образования и сотрудничества Сковородникова В.В. и Шишина М.Ю. в Западную Монголию. В ходе поездки прошли встречи с губернатором и начальником департамента образования и культуры Баян-Ульгийского аймака, губернатором Ховдского аймака, ректором Ховдского университета, преподавателями русского языка монгольских школ, представителями бизнес-структур.

Во время встреч обсуждались вопросы расширения сотрудничества в области образования, изучения русского языка, подготовки монгольских школьников к поступлению в АлтГТУ и другие ВУЗы Алтайского края. Подписан протокол намерений о сотрудничестве между АлтГТУ им. И.И. Ползунова и департаментом образования и культуры Баян-Ульгийского аймака, договор о сотрудничестве между Ховдским государственным университетом и АлтГТУ.

Расширение образовательных контактов важно не только для стабилизации политической и экономической ситуации на территории Большого Алтая, но и для укрепления всего евразийского культурного пространства. Евразия должна жить в едином ритме духовных устремлений, и дальнейшее укрепление и развитие ее базовых ценностей посредством системы образования явится мощным фактором дальнейшей консолидации и процветания населяющих ее народов.

Т.А. Артамонова