Оборотная сторона «Программы развития российского образования»

За бравурными рапортами чиновников минобра об оптимизации учебного процесса и улучшения материального положения преподавателей российских вузов на самом деле скрывается тотальное урезание часов не только общегуманитарных, но и профильных дисциплин, а также критическое обнищание педагогического состава. В последние полгода вышло несколько знаковых публикаций, в которых авторы, ученые и преподаватели вузов, буквально кричат SOS,  раскрывая суть и последствия образовательных реформ, в том числе и «Федеральной программы развития российского образования на 2016-2020 годы». В качестве документального подтверждения предлагаем нашим читателям ознакомиться с  самыми последними.

 «Такого доцента никто не видел» (опубликовано на сайте ДЗВОН, http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=11190&Itemid=39)

В знаменитых «майских указах» президента Владимира Путина один из пунктов посвящен увеличению зарплат преподавателей ВУЗов. Формально распоряжение главы государства будет выполнено. Но в реальности доходы ученых сокращаются. Как так вышло, выяснил Russiangate…

Средняя температура по больнице…

«Университетская солидарность» – единственный в стране независимый от ректоров профсоюз вузовских преподавателей, действует в нескольких десятках учебных заведений.

Председатель ячейки «Университетской солидарности» в Уральском федеральном университете (УрФУ), старший преподаватель кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Дмитрий Трынов рассказал Russiangate, что в его вузе распускают слухи, будто бы он «британский шпион».

О реальном снижении зарплат вузовских преподавателей в 46 регионах России в январе 2017 года заявила на съезде «Единой России» Татьяна Куприянова, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки – нечасто конфликтующего с начальством. Ее слова подтверждают истории из разных регионов России.

С 2015 года в УрФУ идет процесс сокращения количества ставок и увеличения нагрузки на преподавателей. Руководство университета приводит количество преподавателей к нормативам «дорожной карты» Минобразования. Она предполагает, что на 12 студентов имеется один преподаватель. По мнению Трынова, это крайне высокая цифра: при таком соотношении сотруднику сложно вести научную работу.

«Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в УрФУ сегодня приближается к 60 тысячам рублей», – заявил летом 2016 года проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниил Сандлер.

«Университетская солидарность» утверждает: слова проректора не соответствуют действительности. Фактически преподаватели УрФУ получают 20-40 тыс. рублей. По словам Трынова, зарплаты преподавателей в его ВУЗе не индексировались с октября 2014 года. А в цифры, озвучиваемые руководством УрФУ, включаются все подработки преподавателей: администрация считает «среднюю» зарплату, а не «модальную». Комментарий для Russiangate о средней зарплате пресс-служба уральского университета не предоставила.

Трынов не исключает, что УрФУ управляется неэффективно: на каждого студента-бюджетника государство выделяет 136 тыс. рублей в год, преподаватели получают крайне малую часть этих денег.

Таким же вопросом задается активистка «Университетской солидарности» Ванда Тиллес, доцент Югорского государственного университета в Ханты-Мансийске. На 197 преподавателей в ее ВУЗе приходится 462 административных работника. Чем они занимаются, в профсоюзе не знают: руководство университета не предоставило «Университетской солидарности» штатное расписание. Тиллес рассказывает, что преподаватели получают деньги и за «ставку», и за час отдельно. «Дополнительная» – почасовая работа составляет заметную часть нагрузки, оплату по ней не поднимали уже 10 лет.

«Как и по всей стране, средняя заработная плата у нас достаточно высокая, но никто не видел «того доцента, который столько получает». У преподавателей в среднем в полтора раза ниже доходы, чем указывается в официальной статистике Министерства образования и на сайте университета», – рассказывает Тиллес.

«Университетская солидарность» предполагает, что в Югорском государственном университете ряд административных работников оформлены на полставки как преподаватели, потому их высокие доходы учитываются в статистике как преподавательские.

«Кто украл мою среднюю зарплату в СПбГУ? Ассистент – 50 тысяч, старший преподаватель – 65 тысяч, профессор – 100 тысяч. Прокуратура – проверить!» – это один из лозунгов, с которым преподаватели из «Университетской солидарности» пикетировали в феврале 2017 года встречу выпускников Санкт-Петербургского государственного университета «Реюнион».

Последнее, что волнует

В Высшей школе экономики профессор может получать 200 тысяч рублей в месяц, есть доплаты за научные статьи. Но так обстоят дела у небольшого числа университетов, обласканных государством. В целом же государство проводит курс на сокращение числа людей, получающих высшее образование и, соответственно, работающих в сфере высшего образования. Об этом рассказал Russiangate ректор одного из частных вузов, согласившийся поговорить анонимно.

«Последнее, что волнует руководство ВУЗов – это благосостояние преподавателей. Им нужно соблюдать лицензионные нормативы, отбиваться от прокуратуры, налоговой инспекции, общаться с Рособрнадзором, облизывать нужные места в министерстве образования. На реальное качество обучения всем наплевать, его никто не проверяет», – говорит он.

По словам ректора, от частных вузов пока не требовали повышать зарплату преподавателям. По его мнению, сама идея ориентироваться на средний уровень дохода ошибочна: реальная отчетность у преподавателей есть только за проведенные лекции и семинары. Ведет ли сотрудник научную работу, как готовится к лекциям, – зачастую все это не контролируется.

«У меня близкая родственница – старший преподаватель МГУ, зарплата – 18 тыс. рублей. Эта сумма – фантастическое хамство, но она никуда не уходит. В реальности она тратит на МГУ примерно полтора дня в неделю. В отличие от «школьных», у «вузовских» преподавателей в 90% случаев есть возможность где-то работать дополнительно», – считает он.

По мнению ассистента кафедры высшей математики МФТИ и сопредседателя «Университетской солидарности» Андроника Арутюнова, проблемы с зарплатами в ВУЗах зависят от финансирования. Там, где денег нет, руководству проще урезать зарплаты преподавателей, чем рассказать о проблеме Министерству образования. Ректоры боятся вопросов чиновников о том, насколько эффективно они управляют своими учебными заведениями.

В тех высших учебных заведениях (например, МГУ, Бауманке, Физтехе, УрФУ и СПбГУ), где деньги есть, деньги тратят на «имиджевые» мероприятия. Руководство считает – выгоднее провести какой-нибудь форум, чтобы лучше выглядеть перед Минобром, губернатором или западными партнерами, чем повысить зарплаты.

https://russiangate.com/obshchestvo/takogo-dotsenta-nikto-ne-videl/

 

Профессор СГУ: Пять признаков  тяжелой болезни российского образования

Профессор Саратовского государственного университета Вера Афанасьева, ставшая широко известной в интернете после публикации статьи «Пять причин, по которым не следует становиться профессором», обратилась с Открытым письмом к министру образования РФ Ольге Васильевой, в котором призвала «радикально изменить Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы». http://www.fondaltai21.ru/2017/04/11/professor-sgu-pyat-priznakov-tyazheloy-bolezni-rossiyskogo-obrazovaniya

ПЕТРГУ теряет лицо
https://vk.com/lastcallfilm?w=wall-125351400_2337

 Администрация Петрозаводского университета приложила все усилия, чтобы стены вуза покинул известный математик, активный борец против внедрения ЕГЭ и реформы образования в  целом, А.В.Иванов.
28 апреля состоялась последняя лекция профессора А.В.Иванова в Петрозаводском университете. Аудиторию 250 заполнили бывшие и нынешние студенты — ученики профессора. Как и было обещано, в лекции шла речь о многомерных аффинных евклидовых пространствах. А в заключение Александр Владимирович сказал всего несколько слов:«Мы прощаемся.И в напутствие я хочу сказать вам, что суть и качество каждого университета составляют студенты и преподаватели. Но не просто студенты, сосчитанные по головам, а только те из них, которые пришли всерьез учиться. И преподаватели не все, ранжированные по степеням и званиям, а лишь те, что могут учить и учат по-настоящему.Так вот, УНИВЕРСИТЕТА в ПетрГУ с каждым годом становится всё меньше и меньше.Именно здесь, в аудиториях, проходит наша линия борьбы за сохранение и возрождение образования. И на вас лежит половина ответственности за её успех. Учиться – вот ваша обязанность перед страной, её будущим.
И ведь это в ваших интересах, не правда ли?Успехов вам!»Были аплодисменты. А потом масса добрых слов от студентов разных поколений. И импровизированные подарки, сделанные от души, самые дорогие. Глядя на это со стороны, понимаешь, какое великое счастье для преподавателя заслужить вот такие проводы.Но многие желающие на лекцию попасть не смогли. Администрация дала охране жесткое указание не пускать в 250 аудиторию «не студентов». Таких определяли визуально, прежде всего по возрасту. И мужики-охранники (отставные офицеры, кстати) выводили женщин за порог вуза, делясь с дружбанами лакейским восторгом: «я их у самой 250-й отловил!»Руководил всей операцией уже упоминавшийся у нас Коржов — «первый проректор» Воронина. Тот самый, которому место в нормальном университете максимум на вахте, в ливрее.А выпускники прошлых лет, которым не дали в последний раз послушать аналитическую геометрии в исполнении Иванова, уходили с горьким пониманием того, что прежнего университета в ПетрГУ больше нет.
 ______________________________

Об образовании как инструменте манипулирования массами писал еще в 1953 г. Р. Брэдбери в повести «451 градус по Фаренгейту». Интересно, что и современные американские ученые эти технологии хорошо видят. Есть надежда, что это когда-нибудь прекратится.
В.И. Арнольд, академик РАН. Один из крупнейших математиков XX века. (Из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение»). http://www.mccme.ru/edu/viarn/obscur.htm


— Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).