В целом то, что сейчас происходит в сфере развития зарядной инфраструктуры для электромобилей в России, напоминает аналогичную историю с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) в недалеком прошлом. Тогда также громко звучали голоса скептиков: это слишком дорого, это не для нашего климата, ископаемое топливо не заменить и т.д. Внедрение ВИЭ происходило усилиями энтузиастов.
Сейчас мы видим совершенно иную картину. В 2017 году в России было установлено солнечных электростанций на общую мощность около 140 МВт, а за все предыдущие годы порядка 100 МВт (не считая частного сектора и Республики Крым). В этом же году был построен первый в стране ветропарк с новыми ветроэнергетическими установками мегаваттного класса общей мощностью 35 МВт. Сейчас активно обсуждается вопрос развития микрогенерации за счет ВИЭ. В нескольких регионах России приняты законы о ВИЭ.
Это стало возможно, когда на «верхах» поняли, что стране нужно развивать возобновляемую энергетику, и этот процесс должен быть поддержан государством. Можно спорить, насколько действенными оказались разработанные и принятые меры государственной поддержки, однако результат есть, и движение вперед все же продолжается.
Аналогичная история сегодня происходит с развитием электротранспорта. Но государство уже обратило внимание на необходимость принятия мер по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры.
По результатам мартовского заседания Рабочей группы при правительстве РФ различным Министерствам и ведомствам было дано 12 поручений. Например, должен быть упрощен порядок оформления документации для создания зарядных станций и законодательно уточнено отличие услуг по зарядке электромобилей от купли-продажи электроэнергии. Минпромторг должен дополнить электромобилями и зарядным оборудованием перечень «энергоэффективного оборудования», получающего налоговые льготы и преференции. Минэнерго поручено проработать изменения в правила эксплуатации АЗС, дополнив их требованиями по наличию зарядных колонок.
Правда, последние решения правительства не внушают должного оптимизма: утилизационный сбор для электромобилей в 2018 году внезапно вырос, в сентябре прошлого года закончился период льготного ввоза электромобилей, а новые модели, впервые выходящие на российский рынок, должны быть оснащены системой экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС», что требует дорогостоящих краш-тестов.
В мире популярность электротранспорта растет. В 2017 году в общей сложности было зарегистрировано 1,2 млн. новых электромобилей. По прогнозам автомобильных компаний и экспертов, на долю «зеленых» авто может прийтись 25% продаж новых автомобилей к 2030 г.
В России, по данным Автостата, на начало 2018 года было зарегистрировано порядка 1,8 тыс. электромобилей. В сравнении с другими странами — это небольшое количество. Но мало кто сомневается в том, что существующие на пути популяризации электромобилей в нашей стране барьеры можно и нужно преодолевать. Даже представители нефтегазовых компаний признают, что переход на электромобили – это дело 10-15 лет, если будет поддержка со стороны государства.
По мнению председателя ассоциации развития электромобильного, подключенного и беспилотного транспорта и инфраструктуры Ии Гордеевой, существуют первоочередные меры по стимулированию развития инфраструктуры.
К ним относятся льготные кредитные ставки по финансированию строительства объектов зарядной инфраструктуры, компенсация затрат на оплату процентов по лизинговым и кредитным договорам, использованным для развития зарядной инфраструктуры, предоставление налогового кредита для компаний, устанавливающих электрозарядные станции.
Также необходимо создать государственные частные партнерства с участием производителей ЭЗС, производителей электромобилей и региональных органов власти, разработать упрощенный порядок технологического присоединения объектов зарядной и сервисной инфраструктуры для электромобильного транспорта к электрическим сетям.
Надо разработать правовые нормы и меры, направленные на повышение удобства пользования зарядной инфраструктурой. Например, ввести штрафы за парковку на местах зарядки электромобилей. Необходимо обеспечить единые требования к зарядной инфраструктуре, типам и видам зарядных станций, зарядным кабелям, разъемам и проч. И, конечно, популяризации электромобилей поможет государственное и общественное информирование.
Очевидно, что большинство предлагаемых мер под силу реализовать только при поддержке и участии государства. Собственно, ничего нового или экстраординарного эксперты не предлагают. В большинстве своем, все уже придумано, и, что главное, опробовано до нас. По такому пути шли и идут все государства, где сегодня наблюдается рост числа электрокаров.
Например, Китай стал самым крупным и самым быстрорастущим рынком электроавтомобилей именно благодаря системе льгот и субсидий. За 2017 год там было продано 777 000 подключаемых к розетке машин, а рост, в сравнении с 2016 годом, составил 53%. Не забывают в Поднебесной и про общественный транспорт. Приведем только одну цифру. В год в Китае производится порядка 110 000 электробусов. Причем, порядка 50% стоимости производства электробуса в Китае субсидирует государство.
Подводя итог, вспоминаются известные пять стадий модели Кюблер-Росс, американского психолога, которые можно наложить на ситуацию с развитием электротранспорта в России: отрицание, злость, торг, депрессия, принятие. Складывается впечатление, что мы сейчас находимся на стадии «торга». Поддержка со стороны Правительства есть, но её пока недостаточно. Инвесторы есть, но их мало. Заинтересованные «крупные игроки» есть, но пока только «прощупывают почву».
Хочется верить, что в скором времени мы, пропустив стадию «депрессии», сразу же перейдем к стадии «принятие».
Подробнее на: http://bellona.ru/2018/05/10/budushhee-nastupilo-a-my-gotovy/