Творцы механики. Часть II

«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой  науки и техники. Неоценимый вклад в машиностроение сделал создатель паровой машины Иван Иванович Ползунов. 

Строя свою «огнедействующую машину» — первый в мире универсальный паровой двигатель, Ползунов оснастил ее многими невиданными дотоле механизмами: устройством для автоматического питания котла, цилиндрической воздуходувкой и др. Оценивая достижения Ползунова в области техники создания машин, мы хотим подчеркнуть, что Ползунов был первым в мире конструктором, создавшим машину целиком металлическую. Идею своего универсального парового двигателя он воплотил в металл — материал прочный, стойкий и надежный. До Ползунова во всех машинах почти все части изготовлялись из дерева. Техника обработки металла была в то время невысока. Ползунов же металла не боялся. Им были созданы превосходные металлообрабатывающие станки, приводимые в действие гидравлическими двигателями.

Но бесполезно листать страницы буржуазной истории техники. Так же как нет там имени Ползунова — творца первого в мире универсального парового двигателя, нет там упоминаний и о Ползунове — конструкторе замечательных механизмов и станков.

Примерно в то же время русскими механиками было сделано изобретение, произведшее впоследствии подлинную революцию в технике.

В 1770 году из Финляндии в Петербург для постамента памятника Петру I была доставлена огромная скала весом в 1 200 тонн. Эта громадина проделала длиннейшее шестисотверстное (640 км) путешествие.

Подвиг русских людей был описан в газетах. Гравюра того времени дает наглядное представление о том, как выглядело устройство, примененное русскими техниками.

Скала катилась на 30 бронзовых шарах, которые были уложены между желобами специально отлитых обойм.

Конструкция эта была первым в мире подшипником качения. В наши дни подшипники качения — шариковые и роликовые, предком которых является конструкция, созданная русскими новаторами, — получили широчайшее распространение. Сводящие трение почти к нулю, эти подшипники дали возможность технике вступить в область высоких скоростей.

Не отставала в нашей стране от практики и разработка теории машин и механизмов.

В 1722 году питомец Петра I — Г.Г. Скорняков-Писарев выпустил книгу «Наука статическая, или механика» — первый русский труд, посвященный специально механике.

В 1738 году вышла в свет книга адъюнкта Петербургской академии наук В.Е. Адодурова «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества».

Книга Адодурова была источником знаний для нескольких поколений русских механиков. На ней воспитывался гениальный Кулибин. Ее читал великий новатор техники Ползунов.

В этом труде В.Е. Адодуров уже выделял машиноведение как особую науку.

На западе же машиноведение вплоть до конца XVIII века трактовалось как второстепенный раздел физики. Только с 1794 года, когда была организована Парижская политехническая школа, учение о машинах приобрело там самостоятельность.

Русскими учеными и исследователями были решены важные проблемы машиноведения.

Часто инженеру-механику приходится рассчитывать механизмы с гибкими звеньями: ременные передачи, блоки, полиспасты, ленточные конвейеры и транспортеры, ленточные тормоза и много подобных конструкций. На помощь в таких случаях приходит формула, которая дает возможность по коэффициенту трения определить основные конструктивные элементы механизма с гибкими звеньями. Творец этой знаменитой формулы петербургский академик Леонард Эйлер.

Формула эта, выведенная в 1765 году, — только составное звено обшей теории трения, которой Эйлер занимался в течение многих лет, продолжая работу о трении в машинах и механизмах, начатую русской Академией наук вскоре после ее основания. Первый труд, посвященный трению в машинах и механизмах, вышел в свет в Петербурге в 1727 году.

Эйлер необычайно углубил теорию трения и придал ей математически совершенный вид. В своем классическом труде «Механика» он решал вопросы механики методом математического анализа. От этой книги идут истоки дальнейших исканий в области аналитической механики.

В 1760 году Эйлер выпустил в свет сочинение «О движении твердого тела». В этом труде, как писал академик А. Н. Крылов, «вопрос о составлении дифференциальных уравнений получил полное и окончательное решение, которым пользуются и до сих пор».

Великий ученый был не только крупнейшим теоретиком. Он занимался и чисто инженерными делами: принимал участие в экзаменах для «машинных дел подмастерья», уделял время также проверке качества пожарных насосов и чувствительности весов для взвешивания монет.

Много сделал для развития машинной техники великий Михаил Васильевич Ломоносов. Им были построены токарные и лобовые станки, созданы проекты коленчатых валов, водяных колес, лесопильных мельниц.

Понимая огромную важность «приборного искусства» для создания машин и механизмов, Ломоносов изобрел целый ряд специальных устройств и приборов: машины для испытания материалов на твердость, инструмент «для раздавливания и сжимания тел», при помощи которого исследуется прочность различных материалов. В лаборатории Ломоносова родился первый вискозиметр — прибор для определения вязкости жидкостей.

Ломоносов оставил также ряд интереснейших исследований часовых механизмов, им была высказана плодотворная мысль об использовании в часах хрусталя и стекла для уменьшения трения.

Величайшая заслуга М.В. Ломоносова перед механикой состоит еще и в том, что под его неусыпным наблюдением и руководством развивались и работали мастерские Петербургской академии, ставшие благодаря заботам ученого-патриота одним из центров русской технической мысли.

После смерти Ломоносова мастерские пришли в некоторый упадок. Но ненадолго. В 1769 году во главе мастерских становится гениальный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин.

(Продолжение следует)

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С. 171-173.