Будущее Барнаульского нагорного леса: победит ли здравый смысл?

Пятого июля в столице Алтайского края состоялось обсуждение нового генплана города, которое организовали депутаты — В. А. Вакаев (АКЗС) и О. Молодых (БГД). В целом этот мини-форум прошел довольно конструктивно: имели возможность высказаться не только представители городских властей, но и независимые эксперты и представители общественности.

Рассмотрели ряд самых болевых тем — о расположении промышленного кластера, о сокращении в генплане зеленого каркаса города и ряд других. Нас (членов Алтайского краевого Совета по защите лесов) в первую очередь интересовала тема запланированной застройки около 60-80 га территории с лесом, расположенным вокруг уже действующих медицинских госучреждений.

Понравились выступления известных в крае эколога А. Грибкова и архитектора С.Ф. Зенкова, который отметил, что генпланы последних лет и в целом подход к развитию города страдают хаотичностью. Нужно подходить к развитию города СТРАТЕГИЧЕСКИ, прогнозируя по многим параметрам развитие городской среды на много лет вперед. Также необходимость системного видения отметил руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ в Алтайском крае Алексей Грибков, предложивший администрации города не присваивать себе функции по определению и планированию назначения земель с лесом, а решать эти вопросы на уровне компетентных органов власти – а именно Федерального Агентства лесного хозяйства РФ.

Понятно, что представители городской администрации Е.М. Ломакина (нач-к отдела перспективного развития…) и В.А. Бутаков (зам. председателя комитета по строительству, архитектуре…), представляя генплан, довольно формально отвечали на вопросы присутствующих по заранее заготовленным шаблонам. В ходе дискуссии они обозначали совершенно взаимоисключающие тезисы: в одном случае говорилось, что эти 60-80 га просто так (на всякий случай) закрасили на карте в лиловый цвет (который в соответствии с легендой условных обозначений генплана указывает зону специализированной застройки) и строить там ничего ПОКА НЕ планируется. В другой раз В.А. Бутаков подтвердил, что здесь планируется застройка и, естественно, лес будут вырубать. Правда, он добавил, что это намного лучше, чем вариант генплана, котором предполагалось отдать под зону специализированной застройки не 60-80 га, а около 614 га.

С одной стороны, нельзя не согласиться с таким аргументом. (И отметим, что во многом это заслуга неравнодушных людей, среди которых и депутаты, и экологи, и журналисты, и простые граждане, которые по всем направлениям пытались пресечь попытки вырубить нагорный лес по правой стороне Змеиногорского тракта — от ул. Тихонова до Широкой просеки). Но с другой стороны, если исходить не с позиций линейной, одномерной логики, а отнестись концептуально к проблеме сохранения городского леса, то уместно привести такое сравнение — как вы отреагируете, когда вам скажут: «ведь это лучше, если вам удалят только одну восьмую сердца, чем весь орган»… Поэтому весьма убедительно прозвучала просьба (от имени большинства жителей Барнаула) учителя музыкальной школы — чтобы наш нагорный лес в окрестностях базы «Динамо» и существующего медицинского кластера больше не трогали — не уничтожили ни одного дерева. Так как проходящая там Трасса Здоровья является уникальным оздоравливающим фактором для растущего числа горожан, которые посещают ее не только по выходным, но и по будням. Трудно переоценить ее значение в количестве убежавших от инсультов, инфарктов и других серьезных заболеваний.

Вообще говоря, сегодня, как уже многие замечают, — набирает обороты мощное движение в защиту Природы. Без преувеличения наша планета грозит сбросить паразитирующих существ со своего тела, и поэтому рост экологического сознания — единственный путь для выживания человечества. Это самый настоящий эволюционный магнит, который стягивает в спираль все более-менее здоровые силы, которые, надеемся, собираются и в нашем регионе.

И.Каланчина.