Изобретения советских ученых в области транспорта будущего

«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники. Много важных изобретений создано советскими учеными в области транспорта будущего. Среди них немалое место принадлежит геликоптеру — летательному аппарату тяжелее воздуха с воздушным винтом, расположенным не вертикально, как у самолетов, а горизонтально. Большое достоинство этих новых машин заключается в том, что они не нуждаются в предварительном разбеге для взлета и, следовательно, в специальных посадочных площадках и аэродромах. 

Необычайное положение и особая конструкция винта позволяют геликоптеру прямо с места подниматься в воздух. Конструктивные особенности дают возможность аппарату и неподвижно парить в воздухе, в случае же остановки моторов не падать, а плавно спускаться, подобно крылатому семени клена.

Родина этого летательного аппарата — наша страна. Здесь возникла идея создания геликоптера, была впервые построена его действующая модель и, наконец, создан первый в мире летающий геликоптер.

Первая мысль о создании подобного летательного аппарата принадлежит М В. Ломоносову.

Четвертого февраля 1754 года великий ученый доложил Петербургской Академии наук о своем проекте машины, которая могла бы подымать в верхние слои атмосферы различные метеорологические приборы. В Академии наук, «. считая эту машину достойной изготовления, постановили поручить сделать ее по рисунку в мастерских Академии».

Вскоре машина была создана и испытана. В записях Петербургской Академии наук так рассказывается об этом событии: «Советник Ломоносов показал машину, названную им аэродромной, выдуманную им и имеющую назначением при помощи крыльев, приводимых в движение горизонтально в разные стороны заведенной часовой пружиной, сжимать воздух и подниматься в верхние слои атмосферы. Машина была подвешена на веревке, перекинутой через два блока, и грузами, подвешенными к другому концу канатика, поддерживалась в равновесии. При заведенной пружине она быстро поднималась наверх и, таким образом, обещала желаемое действие».

Так в России почти двести лет назад впервые в мире уже испытывалась действующая модель геликоптера.

Ломоносовский замысел развивали многие русские изобретатели. Следует остановиться на работе А. Н. Лодыгина, изобретателя электрической лампы накаливания. В 1869 году Лодыгин, занявшись проектированием геликоптера, писал: «Если к какой-либо массе приложить работу Архимедова винта, и когда сила винта будет более тяжести массы, то масса двинется по направлению силы». Геликоптер должен был иметь два воздушных винта, приводимых в действие электромоторами: горизонтальный — для подъема и вертикальный — для передвижения. Интересный проект Лодыгина не был окончательно завершен.

Перечень имен русских изобретателей, занимавшихся конструированием геликоптера, приведет нас к ученику Н. Е. Жуковского — Борису Николаевичу Юрьеву, решившему эту важнейшую проблему технически правильно и интересно.

Свою работу над геликоптером Борис Николаевич Юрьев, ныне действительный член Академии наук СССР, начал в 1909 году. Вскоре после этого силами студенческого воздухоплавательного кружка Жуковского геликоптер Юрьева был уже построен и демонстрировался на Международной авиационной выставке 1912 года, где Юрьев получил за него золотую медаль.

Простота устройства сочеталась в этом создании русского инженера с остроумным решением целого ряда конструктивных вопросов.

Так, большой горизонтальный винт, при помощи которого машина поднималась в воздух, был оборудован специальным устройством — автоматом-перекосом, необходимым для управления машиной и для придания ей устойчивости.

Так как при вращении винта сам геликоптер по закону противодействия стремится повернуться в обратную сторону, Юрьев предусмотрел маленький вертикальный винт на хвосте машины. Он должен создавать обратное усилие, препятствующее повороту геликоптера. Этот принцип, так же, как и предыдущий, был широко заимствован зарубежными конструкторами у Юрьева.

Первая мировая война помешала довести до совершенства замечательное изобретение Юрьева.

После Октябрьской революции конструированием геликоптеров занялся Центральный аэрогидродинамический институт. Здесь в 1930 году был построен первый в мире действительно летающий геликоптер «ЦАГИ-ЗА-1». Все заграничные модели геликоптеров не летали — они могли лишь прыгать.

Еще через несколько лет лауреатом Сталинской премии Братухиным при участии академика Юрьева был создан двухвинтовой геликоптер с прекрасными летными качествами. Только позже летающие геликоптеры, очень похожие на наши, появились и в Америке.

Советские инженеры создают новые разновидности этот летательного аппарата.  Так, на одном из авиационных праздников были продемонстрированы многоместный двухвинтовой геликоптер и сверхлегкий воздушный мотоцикл — вертолет- малютка, рассчитанный на одного человека, представляющий собой буквально летающий мотор.

Легкие, как стрекозы, машины могут взлететь и с плоской крыши дома, и с маленькой лесной полянки. Аппараты с прозрачным венчиком винтов способны приземлиться и на лужайке, и в узком горном ущелье. Геликоптер будет новым мощным средством покорения воздушной стихии.

Большое будущее принадлежит электротранспорту. Этот удобный вид транспорта получает сейчас широкое распространение.

Усилия советских изобретателей направлены к тому, чтобы сделать его еще более удобным, экономичным и технически совершенным.

В электротранспорте наиболее сложным вопросом следует признать систему питания электромотора. Энергия для него передается по проводам, а это неудобно и дорого.

Советский ученый, доктор технических наук Г И. Бабат технически разрешил возможность такой передачи электроэнергии без проводов на расстояние нескольких метров для питания двигателей нового вида электротранспорта.

Его проект состоит в следующем. Под дорогой на небольшой глубине закладываются провода, по которым от специальной электростанции пропускается ток частотой в несколько десятков тысяч колебаний в секунду. Этот ток создает над дорогой электромагнитное поле высокой частоты. Мотор экипажа, едущего по такой дороге, с помощью антенны-витка улавливает эту энергию и превращает ее в обычный электрический ток, который питает электродвигатель.

Энергия как бы разлита вдоль улицы и, подобно течению реки, увлекает за собой транспорт.

Несколько лет тому назад этот интересный замысел был осуществлен на практике. На одном из московских заводов была построена линия высокочастотного транспорта. Мотор грузовой тележки, двигавшейся по такой магистрали, впервые в мире получил электроэнергию без посредства проводов.

Пройдут годы, высокочастотный транспорт займет свое место в городском хозяйстве нашей родины.

Развитие современной авиационной реактивной техники все ближе и ближе подходит к осуществлению вековой мечты человека — созданию космического корабля. Трудно сказать точно, когда состоится первый межпланетный полет, но в том, что такой полет возможен, убеждает нас вся история развития науки о космонавтике в нашей стране.

Фундамент науки о космическом транспорте заложен великим русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. То, о чем смели только мечтать, Циолковский сделал точной наукой. Он создал учение о ракете как о средстве транспорта, которое поможет человеку не только преодолевать расстояния, но победить силу притяжения Земли.

В 1903 году, когда ни в Западной Европе, ни в Америке не существовало даже зачатков науки о космонавтике. Циолковский в журнале «Научное обозрение» опубликовал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В работе он не только научно доказал возможность полета в межпланетном пространстве, но и разработал принципиальный проект первого ракетоплана.

Ракетоплан Циолковского представлял собой снаряд сигарообразной формы, в головной части которого находится кабина путешественников. Весь остальной объем его должен был заполняться жидким водородом и жидким кислородом, заключенными в раздельных резервуарах.

Для своего ракетоплана Циолковский разработал в главных чертах проект жидкостного реактивного двигателя. Подобный двигатель широко применяется в наши дни. Ученый указал также способы подачи топлива и охлаждения двигателя.

Разрабатывая конструкцию ракеты, Циолковский писал о том, как ею управлять в полете и при спуске на землю.

Идя дальше, смело представляя себе грядущее, Циолковский исследовал способы и условия старта межпланетного корабля, условия жизни человека в межпланетной ракете. Более того, он предложил аппараты для тренировки будущих межпланетных путешественников – гигантскую центробежную машину для искусственного создания ускорений и падающую камеру, позволяющую привыкнуть к невесомости.

Ученый выдвинул идею «многоступенчатой ракеты», составленной из ряда ракет, работающих поочередно и отпадающих по мере израсходования горючего. Такая цепь ракет нужна для того, чтобы сообщить последней из них ту скорость, которая необходима для полета в межпланетном пространстве.

Циолковский выдвинул, наконец, идею постройки внеземной станции. Созданная из отдельных частей ракет, выпущенных с Земли и вращающихся вокруг нее со скоростью около восьми километров в секунду, станция, естественно, стала бы постоянным спутником нашей планеты и служила бы «пересадочным пунктом» для грядущих межпланетных путешествий.

Проекты, выдвинутые Циолковским почти полвека тому назад, были настолько дальновидны, что только сейчас мы понимаем всю глубину идей великого ученого. Развитие всей современной космонавтики идет по пути, намеченному русским гением.

На десятилетия опередил он работы западноевропейских и американских ученых. Лишь через девять лет после Циолковского во Франции был сделан ученым Эсно-Пельтри на собрании астрономического общества доклад о возможности межпланетных полетов. То была первая работа на эту тему за рубежом. В этом сообщении умолчали о замечательном труде Циолковского, изданном в 1903 году. Только в 1919 году в «Известиях Смитсонианского института» было опубликовано исследование американца Годдара «Способ достижения крайних высот». Через двадцать лет после гениальных трудов русского ученого в Германии вышла книга Оберта о космонавтике.

Прочитав книгу Оберта, русский ученый написал: «У Оберта много сходства с моим «Вне Земли»- скафандры, сложная ракета, привязка на цепочку людей и предметов, черное небо, немерцающие звезды, зеркало в мировом пространстве, световая сигнализация, база вне Земли, путешествие с нее дальше, огибание Луны; даже масса ракеты, поднимающей людей — 300 тонн, как у меня, изучение Луны и Земли и много другого».

Великий русский ученый видел трудности, встававшие на его пути, но он верил в их преодоление. «Нужно сознаться, — писал он, — что безмерны трудности получения космических скоростей и полета за атмосферу. Но что этого можно достигнуть, в этом нельзя сомневаться, все данные науки за это. Вопрос только во времени».

Наиболее подходящим для ракетных двигателей было в то время жидкое горючее. Однако ракета, снабженная запасом такого горючего, должна была весить, по расчетам ученого, многие сотни тонн. Построить такую ракету было бы чрезвычайно трудно.

Но ученый нашел выход.

Еще в те дни, когда наука стояла очень далеко от решения проблемы атомной энергии, Циолковский понял ее значение для будущего межпланетного транспорта. Он говорил: «Разложение атомов есть источник огромной энергии. Эта энергия в 400 тысяч раз больше самой мощной химической энергии».

Циолковский видел тот путь, по которому пойдет человечество, овладевая мировыми пространствами. «Сначала будут полеты в стратосфере, — писал он. — Затем удаление от нее на лунную орбиту. В конце концов, человечество будет путешествовать в солнечной системе. Рано или поздно победа будет одержана».

Идеи Циолковского о космических путешествиях были развиты его последователями.

Интересное нововведение предложил русский инженер Ф. Л. Цандер: он рекомендует использовать в качестве горючего отдельные металлические части ракеты — освободившиеся баки от горючего и т п.

Металл, превращенный в порошок и смешанный с горючим, образует суспензию, обладающую значительной теплотворной способностью. Тем самым ракета освобождается от мертвого веса и получает скорость, достаточную для межпланетного полета.

Советский инженер М. К.Тихонравов предложил использовать для полета солнечную энергию в межпланетном пространстве. Превращая световую энергию с помощью фотоэлементов в электричество, можно разбить электротоком молекулу водорода на атомы. Одноатомный водород, будучи нестойким, при превращении в обычный двухатомный водород выделяет большое количество тепловой энергии. Этого тепла достаточно для сообщения частицам водорода значительной скорости истечения.

Значительно развил идеи Циолковского советский инженер Ю. Кондратюк. Вопросы обеспечения нормальной жизни на искусственных спутниках Земли, вопросы снабжения их всем необходимым, вопросы связи с Землей были чрезвычайно плодотворно разработаны советским ученым.

В статье, посвященной великому ученому-космонавту, газета «Правда» писала: «Работы Циолковского перекликаются с грядущим. Когда-нибудь наши потомки овладеют космическими пространствами; они будут высоко чтить Циолковского, потому что он первый дал научно обоснованную гипотезу межпланетных путешествий».

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С.246-252.