Грозное оружие. Оружие реактивное 

«Рассказы о русском первенстве» — читайте интересные статьи из этой книги, с продолжениями! Вы узнаете о реальном вкладе русских ученых и изобретателей в развитие мировой науки и техники.  В первые же месяцы Великой Отечественной войны гитлеровцы почувствовали на себе действие какого-то нового оружия. Со стороны советских войск, оставляя за собой огненные языки, летели снаряды. Взрывались они с огромной уничтожающей силой. Ответный огонь по месту, откуда летели эти снаряды, не давал никакого эффекта. 

Установки, выпускавшие таинственные снаряды, скрывались так же быстро, как и появлялись. «Адским органом» прозвали гитлеровцы это новое оружие. Наши же бойцы любовно именовали его «катюшей». Это были знаменитые гвардейские минометы — советская реактивная артиллерия.

Применение ракет в военном деле уходит в глубины времен, и только бурно развившаяся за последние десятилетия нарезная артиллерия временно, вплоть до второй мировой воины, вытеснила боевое применение ракет.

В прошлом, как и сейчас, наша родина занимала в создании этой отрасли вооружения первое место.

Если в Западной Европе широкое применение ракет относится только к началу XIX века и связано с работами английского генерала Конгрева, то в России практическое освоение ракет и последовательное изучение ракетного дела началось гораздо раньше.

Старинная пиротехническая книга Федора Челеева дает описание и чертежи боевых ракет, относящихся к XVI веку. Среди них есть и чертежи составных ракет, тех самых, первенство в изобретении которых тщетно пытались присвоить себе через столетия многие западные изобретатели.

Уже в 1680 году в Москве основывается первое промышленное «Ракетное заведение». В его работе деятельное участие принимал юноша Петр I. «11 январи был на царском дворе и видел его Величество младшего царя, который был занят изготовлением фейерверка» — пишет в своем дневнике один из современников Петра.

Однако Петр занимался ракетами не только для развлечения. Петровская сигнальная ракета почти без всяких изменений применялась в армии чуть ли не до нашего времени.

Осветительные и фейерверочные ракеты, изготовлявшиеся в то время в России, во всех отношениях превосходили ракеты, применявшиеся в Западной Европе. Изготовлением ракет в нашей стране занималось большое число специалистов этого дела. Так, например, над фейерверком, пущенным в 1733 году, «2 000 человек 10 недель столь ревностною охотой трудились». Имена многих известных пиротехников того времени дошли до нас. Мастера «верховых ракет» Челеев, Маковеев, Данилов, Мартынов не только возглавляли ракетное производство, но широко распространяли свой опыт и знания. Пиротехнические мастерские обладали огромной для своего времени производительностью. Однако ракеты, выпускавшиеся до начала XIX века, были преимущественно фейерверочные, осветительные и сигнальные.

Широкое применение боевых ракет в русской армии связано с именем генерала Александра Дмитриевича Засядко. Свыше 15 лет в общей сложности работал Засядко над конструированием и испытанием боевых ракет. В этих ракетах, в отличие от фейерверочных, в качестве груза вместо осветительного состава находится взрывчатое вещество — специальный заряд осколочного или фугасного действия, или зажигательная смесь.

Труды русского новатора увенчались полным успехом. Его боевые ракеты, созданные целиком из отечественных материалов, получили в начале прошлого века широкое применение в русской армии.

Высокую оценку деятельности генерала Засядко дал фельдмаршал Барклай де Толли.

«В продолжение нахождения Вашего при Главной моей квартире, для показания опытов составления и потребления в армии (боевых) ракет, я с удовольствием видел особенные труды и усердие Ваше в открытии сего нового и столь полезного орудия…»

К началу русско-турецкой войны 1828—1829 годов в специальном ракетном заведении изготовлялись боевые и зажигательные ракеты весом от 36 до 60 фунтов.

А. Д. Засядко явился инициатором широкого применения новой техники в боевых операциях. Ракеты весьма успешно применялись при осаде крепости Браилов, при штурме Ахалцыха, при осаде турецкой крепости Силистрия.

Ракетами были вооружены не только обычные артиллерийские роты, но были созданы и специальные ракетные роты. Узкая специализация в области вооружения безусловно содействовала наиболее успешному употреблению ракет.

Известный строитель одной из первых в мире подводных лодок генерал Шильдер вооружил ракетными установками и десантные суда. На десантных судах применялись специальные тяжелые ракеты весом в 36 фунтов.

В начале 1829 года ракетами была вооружена также Дунайская флотилия, для которой сразу было выделено свыше 300 ракет.

Производство ракет во время русско-турецкой войны было организовано в непосредственной близости к району военных действий — в Тирасполе. Хорошо оснащенное ракетное заведение изготовило здесь около 10 тысяч боевых ракет всех калибров.

Дошедшие до нас чертежи и рисунки ракетных боевых установок того времени указывают на глубокое знание русскими пиротехниками основ реактивного дела.

И в более позднее время ракеты широко использовались русскими войсками. Например, при взятии в 1853 году Кокандской крепости Ак-Мечеть было выпущено около 1 000 ракет. Боевые ракеты применялись также в 1877 году, во время войны с Турцией.

Организатором фабричного производства и теоретиком боевой ракеты явился крупнейший русский ученый-артиллерист, генерал-лейтенант К. И. Константинов. Константинов решил три важнейшие задачи, над которыми бились многие зарубежные деятели. Он наладил массовое изготовление ракет и сделал это производство механизированным и безопасным.

В 1847 году, став руководителем «Ракетного заведения», он перестроил всю его работу и организовал два ракетных завода один в Петербурге, другой в Николаеве. Предприимчивый и деятельный инженер и организатор, Константинов сам изобрел десятки станков и аппаратов для производства ракет машинным способом и большое количество остроумнейших приборов для их испытания.

Константинов усовершенствовал конструкцию ракеты, она стала более дальнобойной и удобной в обращении. Русский ученый разработал и тактику использования боевых ракет как самостоятельного рода оружия. Константинов писал: «Необходимо сделать из ракеты отдельное, самостоятельное оружие, чтобы ракеты были вверены лицам, которым бы это составило исключительную службу, дабы можно было бы ожидать вполне успешных результатов».

В I860 году в Петербурге выходит его замечательный научный труд — «О боевых ракетах», немедленно переизданный за границей. Высказанные в этой научной работе мысли лежат в основе теории современного ракетного оружия.

Иностранные правительства, заказывая в России оборудование для ракетных производств, неизменно указывали: «Оборудование для производства ракет должно быть изготовлено по методу Константинова».

Проведя огромное количество опытов, создав специальную аппаратуру для испытания ракет, Константинов заложил первые основы учения о реактивных приборах. «Но это еще наука, которую надо было создать», — писал ой незадолго до своей смерти.

Честь создания науки о реактивном движении, как известно, принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. Великий русский ученый был творцом жидкостного реактивного двигателя. Этот двигатель применяется не только в авиации, но и для приведения в действие реактивных снарядов.

Кстати сказать, нашумевшие в свое время реактивные снаряды дальнею действия «ФЛУ-2» имели жидкостный двигатель, устройство которого целиком основано на принципах, разработанных Циолковским для его космического корабля еще в 1903 году.

Первое в мире исследование движения ракеты в воздухе также появилось в России в 1897 году. Автором его был профессор механики Иван Всеволодович Мещерский, создавший труд под названием «Динамика точки переменной массы». Этот труд дает математическое обоснование движения ракеты, вес которой все время убывает по мере сгорания пороха. И до сих пор этот труд не потерял своего значения.

Своими трудами К. Э. Циолковский и И. В. Мещерский на десятилетия вперед наметили пути развития новой отрасли техники. И то, что многие их работы уже в XX веке неоднократно заново «открывались» в Западной Европе и Америке, еще раз показывает необычайную силу научного предвидения русских ученых.

Источник: Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. Москва: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1950. 424 с. С.262-265.